60% коммерческого транспорта в России требует дополнительного переоборудования

текст и фото: ГК «АвтоСпецЦентр»

0
74

Группа компаний «АвтоСпецЦентр» провела исследование, которое показало, что до 60% коммерческого транспорта требует дополнительного переоборудования с учетом специфики бизнеса владельцев. Всего по итогам 2018 года в России было зарегистрировано почти 50 млн автомобилей, из них более 8 млн – коммерческий транспорт. Из них 4 млн относятся к легковым авто, еще 1,7 млн – к малотоннажным грузовым автомобилям и микроавтобусам (LCV). На грузовой транспорт приходится около 2 млн авто, на автобусы – около 300 тысяч. При этом рынок коммерческого транспорта достаточно динамичен.

По данным анализа, приобретая коммерческий транспорт впервые или обновляя автопарк, клиенты ГК «АвтоСпецЦентр» в первую очередь обращают внимание на стоимость владения авто. Для легкого коммерческого транспорта (фургоны, микроавтобусы, пикапы, небольшие грузовики) этот показатель составляет 2–3 млн руб. из расчета на 3 года и 120 тыс. км пробега. Ежемесячные расходы варьируются от 55 до 100 тыс. руб. При этом лишь 15% от общих затрат – это обслуживание у официального дилера (до 300 тыс. руб. за три года). Кроме того, только за первый год владения авто теряет в стоимости, в сегменте легкого коммерческого транспорта этот показатель варьируется от 15 до 38%.

Немаловажным критерием выбора транспорта среди покупателей являются технические характеристики, в частности тип двигателя. Так, несмотря на высокую стоимость обслуживания, дизельные двигатели служат почти в два раза дольше, поэтому пользуются спросом: примерно треть приобретенного коммерческого транспорта оборудованы именно таким типом двигателя. При выборе автомобиля для бизнеса клиенты АСЦ обращают внимание не только на технические характеристики, но и на многие субъективные факторы, например, на цвет авто. Так, 27% всех проданных транспортных средств черного цвета, в числе лидеров также серебристый (16%), белый (15%), серый (13%). Менее 10% опрошенных приобрели авто синего (8%), красного (6%) или коричневого цвета (5,5%). Еще 2,3–3% выбрали авто нестандартной окраски – узоры или принты.

В результате исследования, проведенного экспертами ГК «АвтоСпецЦентр», выяснилось, что, приобретая коммерческий транспорт, клиенты стали отдавать предпочтение лизингу. Так, с 2015 года процент сделок по лизингу вырос с 2 до 10% от общих продаж автомобилей. Рост продаж коммерческого транспорта во многом обусловлен развитием лизинговых программ. В 2018 году с их помощью было приобретено автомобилей на общую сумму более 200 миллиардов рублей, в среднем покупка одного авто обходится в 21 миллион рублей. Среднегодовой темп роста данного сегмента за последние десять лет достиг 34%. Преимущества лизинга в том, что последующее обновление автопарка не требует существенных затрат. Кроме того, приобретая авто в кредит, владельцу предстоит самостоятельно проходить регистрацию в ГИБДД, в случае с лизингом оформление берет на себя лизингодатель. Также услуга выгодна для тех, кто планирует менять авто чаще 4–5 лет – не придется заниматься перепродажей. На сегодняшний день объем сделок по лизингу грузовых автомобилей в России составляет более 140 млрд руб. в год.

Сегодня покупатели заинтересованы не только в приобретении нового транспорта, но и в переоборудовании уже имеющегося. В среднем около 60% коммерческого транспорта требуют дополнительного переоборудования с учетом специфики бизнеса. Чаще всего коммерческий транспорт переоборудуют для увеличения срока службы, технической модернизации, адаптации под климатические условия и повышения комфорта. Среди популярных способов переоборудования – гидрофикация техники (установка гидравлики). Например, доработка седельного тягача под буксировку самосвальных полуприцепов, установка лебедок, подъемных механизмов, односкатных шин, а также «северные опции», такие как усиление штатных рам, установка надрамника, модернизация колесных мостов и др.

Также у автовладельцев широко распространены и другие виды тюнинга коммерческого транспорта: более 40% опрошенных клиентов АСЦ устанавливают на автомобили кондиционеры и отопительные системы, 15% – шумоизоляцию, 45% – дополнительные сидения и багажные полки. Часто это делается для переоборудования грузового транспорта в пассажирский. Несмотря на то, что перевозка людей требует специального разрешения, подобный тюнинг обеспечивает автовладельцам значительную экономию. Так, переоборудование грузового транспорта в пассажирский в два раза дешевле, чем покупка маршрутных такси, специально предназначенных для пассажирских перевозок.

Клиенты используют коммерческий транспорт для двух основных целей – перевозок грузов или пассажиров. При выборе модели для пассажирских перевозок покупатели обращают внимание на комфортный и функциональный салон, а также на надежность транспортного средства. Сегодня клиентам также важно наличие современного штатного и дополнительного оборудования. К штатному относят подушки безопасности (фронтальные), электростеклоподъемники, тормозную систему АБС, кресло водителя с регулировкой по высоте. Что касается дополнительного оборудования – это наличие кондиционера, автономного воздушного отопителя салона, крупного багажного отсека, электрически управляемой выдвижной двери салона, тонировка стекол багажных полок.

По прогнозу ГК «АвтоСпецЦентр», в этом году рынок коммерческих авто вырастет незначительно – от 3 до 5%. Среди негативных факторов, сдерживающих рост данного сегмента, – удорожание топлива, сокращение программ господдержки. Все меньшим спросом на рынке коммерческих автомобилей пользуются тяжелый транспорт. Сейчас потребители переориентируются на мини-грузовики, вес которых не превышает 1,8 тонн – они более экономичны, просты в эксплуатации и маневренны.

В начале 2019 года наибольший рост продаж наблюдался в сегменте отечественного грузового транспорта. Так, в сегменте коммерческих автомобилей категории LCV преобладают отечественные авто – ГАЗ (38%) и УАЗ (31%). За ними следуют Ford (5%), Mercedes Benz (4%). В грузовом коммерческом транспорте российские модели превышают 70%: ГАЗ (26%), КАМАЗ (25%), ЗИЛ (16), МАЗ (7%). Среди автобусов зарубежные модели составляют 27%.