Пятница, 29 марта, 2024

Одометр vs ГЛОНАСС: что точнее?

текст и фото: glonassgps.com

Почему показания пробега на основе ГЛОНАСС/GPS отличаются от данных одометра? Какие погрешности есть в обоих случаях? И какой информации стоит доверять? Подробные ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Во-первых, уточним, для чего нужны точные данные о пробеге. Пройденный километраж – это одна из главных характеристик автомобиля, которая имеет важнейшее значения для владельцев частного и коммерческого транспорта. Пробег свидетельствует о техническом состоянии ТС, определяет его реальную стоимость, влияет на исполнение гарантийных и страховых обязательств.

В случае с коммерческими автопарками информация о пробеге вдвойне необходима, так как эти данные используются:

  • для расчета норм потребления топлива, налоговых издержек и зарплат для расчета стоимости оказываемых услуг;
  • для расчета сроков замены расходных материалов;
  • для анализа загруженности и эффективности автопарка.

Следовательно, данные о пробеге напрямую влияют на прибыль. Поэтому компании, владеющие транспортом, нуждаются в максимально точных показаниях о пройденном пути каждого ТС. Столь же важно быть застрахованными от случаев корректировки или скручивания пробега.

 

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПОКАЗАНИЯ ОДОМЕТРА?

Сразу отметим, что одометр и спидометр, влияющий на точность его показаний, не относятся к точным приборам. Более того, погрешности в определениях скорости и расстояния являются допустимыми и даже закреплены в Правилах ЕЭК ООН №39, на основе которых разработан ГОСТ Р 41.39-99. Согласно официальным требованиям, «скорость по прибору никогда не должна быть меньше истинной скорости». Например, для транспорта категории M и N стандарт устанавливает допустимое завышение скорости на уровне 10%+6 км/ч. Цель таких требований – обеспечение дорожной безопасности. Однако на практике «расплывчатая» точность дает автопроизводителям определенный карт-бланш, с помощью которого, как считается, они уменьшают реальный гарантийный пробег на 7–10%.

Независимо от конструкции одометра, изначальная погрешность в измерении километража каждого автомобиля составляет около 7%. Как известно, одометры бывают механические, электромеханические и электронные. Но даже самые современные приборы находятся в связке с ходовой частью автомобиля. Поэтому на точности показаний ощутимо сказываются техническое состояние ТС и условия его эксплуатации. В итоге суммарная погрешность может увеличиться на 11–20%.

В первую очередь, на данные одометра влияет состояние колес. При изменении радиуса одного из них всего на сантиметр погрешность в среднем увеличивается на 2%. То есть если автомобиль преодолел 1 000 километров, то одометр наверняка приплюсует на 20 км больше. К этому может приводить использование нештатной резины, износ протектора, проблемы с давлением в шинах. Вдобавок, диаметр колес находится в прямой зависимости от веса перевозимого груза – это тоже сказывается на показаниях одометра. Еще увеличивает погрешность измерений и то, что радиусы внутреннего и внешнего колес сильно разнятся при поворотах.

На точность одометра столь же негативно может влиять состояние других узлов и агрегатов ТС (например, редуктора заднего моста), манера управления автомобилем (ускорения, торможения, пробуксовки), качество дорожного полотна, погодные условия и т.д.

Плюс не исключены проблемы с механизмом самого одометра, который со временем начинает изнашиваться.

Кроме того, в случае с одометром всегда есть риск столкнуться с корректировкой пробега. На механических одометрах «скрутка пробега» происходит путем прямого вмешательства в устройство. На электронных – за счет подключения к бортовому компьютеру. Стоимость вопроса – от 1 500 до 5 000 рублей. Согласитесь, этот ценник не остановит тех, кто решил пустить пыль в глаза. Будь то изворотливый водитель коммерческого автопарка или нечистый на руку продавец подержанного автомобиля.

 

ЧТО ВЛИЯЕТ
НА ПОКАЗАНИЯ СПУТНИКОВОГО КОНТРОЛЯ?

Самое главное – это то, что данные ГЛОНАСС и GPS не подвержены влиянию внешних факторов, которые мы перечислили в разговоре про одомет­ры. И, само собой, данные спутникового контроля невозможно изменить. Так как информация, зафиксированная приемником навигационного сигнала, хранится в дальнейшем на сервере в зашифрованном виде.

Что касается точности, то погрешность позиционирования ГЛОНАСС с каждым годом уменьшается и сегодня составляет около 3–6 метров. Погрешность GPS варьируется от 2 до 4 метров. В устройствах навигации, которые используют оба сигнала, погрешность не превышает 2–3 метров. В ближайшей перспективе разработчики спутниковых технологий планируют улучшить точность позиционирования до пары десятков сантиметров.

Также в бортовых контроллерах систем спутникового мониторинга применяются акселерометр и гироскоп, которые повышают достоверность определения скорости и пробега – особенно это помогает в условиях нестабильного приема спутникового сигнала.

В целом, погрешность в показаниях пробега на основе спутниковых данных находится на уровне 0,5–1,5%. И, как уже было сказано, эти данные не подвержены влиянию технического состояния ТС и других внешних факторов, за исключением разве что незначительного влияния рельефа местности.

В городской среде колебания высот вряд ли отразятся на точности пробега, но в гористой местности погрешность может увеличиться до 3%. При этом в профессиональных системах мониторинга, например в «АвтоГРАФ», погрешность пробега является постоянной величиной. То есть, несмотря на марку автомобиля и время года, на каждом участке пути будет зафиксирован один и тот же пробег.

А вот изменить показания пробега путем «накрутки» и прочих ухищрений в случае со спутниковым контролем просто невозможно!

 

11–20% vs 0,5–1,5%

Сравнение погрешностей при измерениях пробега одометром и ГЛОНАСС/GPS-устройствами демонстрирует более чем существенное расхождение показателей и не говорит в пользу штатного счетчика.

Доверия к спутниковой информации объективно больше. Его усиливает и то, что оборудование профессиональных систем мониторинга транспорта имеет свидетельства о внесении в государственный реестр средств измерений.

На сегодняшний день спутниковый контроль – это самое точное средство измерения пробега. А полагаться по привычке на данные одометра давно уже неразумно, особенно если речь идет о коммерческом транспорте.

К тому же спутниковые данные можно видеть и анализировать в программах систем мониторинга, что абсолютно необходимо в деятельности современных автопарков.

КАК РАБОТАТЬ
С ДАННЫМИ ГЛОНАСС
О ПРОБЕГЕ?

В профессиональных системах спутникового мониторинга транспорта информация о пробеге и скорости отображается в виде детальных отчетов о работе отдельных ТС и всего автопарка. Опираясь на данные об общем и суточном пробеге, можно делать выводы о загруженности и эффективности автопарка. С помощью точных показателей пробега анализируется нормативный расход топлива и отслеживается техническое состояние ТС. Контроль пробега дает понимание того, как работают водители и не вводят ли они в заблуждение руководство.

Благодаря интеграционным возможностям системы «АвтоГРАФ», можно настроить выгрузку данных о пробеге из диспетчерской программы в другие системы, например, в 1С. Вместе с информацией о таких параметрах, как расход топлива, эти данные используются для автоматического формирования путевых листов.

Таким образом, показатели пробега на основе ГЛОНАСС/GPS-мониторинга становятся серьезным подспорьем в деятельности автопарков, стремящихся сокращать издержки и повышать качество своей работы.

ГК «Гугол»

г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, строение 3, офис 205

8 800 775 31 35

info@gygol.ru, www.gygol.ru

Новости

ТМЗ завершил испытания 25-тонной тяговой лебёдки модели 530

Конструкторы Тутаевского моторного завода (ПАО «ТМЗ») разработали ТУ на новую модель лебёдки, согласовали с потребителем габаритный чертёж и разработали собственную программу ресурсных испытаний лебёдки.

Читайте также: