Суббота, 20 апреля, 2024

Автобус СИМАЗ-2258 – новинка из Ульяновска

5 апреля 2018 года из ворот сборочного цеха завода ульяновской компании СИМАЗ вышел небольшой ярко-зеленый автобус СИМАЗ-2258 – первый городской автобус класса М3 нового семейства прямо из цеха отправился в Екатеринбург, где его заждались. Но, прежде чем отправиться к заказчикам, новичок прошел необходимую 200-километровую обкату, которую проходят все автобусы. Сейчас на заводе полным ходом завершается этап предсерийной сборки автобусов, но от самых нетерпеливых уже поступают заказы на новинку.

В этой истории трудно сказать, что первично, а что – вторично. Начнем, пожалуй, с шасси. На заводе ИСУЗУ Рус уже несколько лет успешно выпускается грузовой автомобиль ISUZU NQR в длиннобазной версии 90L-K. Его шасси и стало базой нового автобуса. Пятилитровый четырехцилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом 4HK1E4CC мощностью 190 л. с. признан экспертами лучшим в своем классе. Шасси этого семейства уже освоили турецкие и узбекские автобусостроители, теперь очередь за нашими. Инициатива начать на них сборку автобусов, которая была реализована в трехстороннем соглашении между Администрацией Ульяновской области, ИСУЗУ Рус и СИМАЗ, принадлежит руководству ООО СИМАЗ.

Алексей Яценко,  первый заместитель директора ООО «СИМАЗ»
Алексей Яценко,
первый заместитель директора ООО «СИМАЗ»
Павел Виклейн,  заместитель директора по маркетингу и сбыту
Павел Виклейн,
заместитель директора по маркетингу и сбыту

Компания СИМАЗ предложила автобус, уже «засветившийся» на российском рынке. На его истории стоит остановиться. В 2007-2008 годах итальянские дизайнеры разработали стиль городского автобуса (длиной менее 8,0м) для установки на шасси с двигателем у переднего моста, права производства которой принадлежали ульяновской компании «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн». В 2010 году была окончательно сформирована техническая документация и создан первый прототип на базе китайского шасси BAW Fenix полной массой 7,5т. Серийное производство и продажи автобусов начались в 2011 году под маркой BAW 2245.

Может быть, их выпуск продолжался бы и сейчас, но вмешалась экономика с ее кризисами и спадами, кроме того, подводило качество китайского шасси агрегатов в целом. Проект по производству автобусов под маркой BAW пришлось свернуть. Но за время производства и реальной эксплуатации автобусов в разных регионах страны были вылечены «детские болячки», проводилась серьезная модернизация конструкции. Выносные сдвижные двери собственного производства заменили на одностворчатые прислонно-поворотные производства Camozzi с пневматическими приводами, полностью переделали переднюю и заднюю маски со всеми осветительными приборами. Применение более мощного и крупного двигателя вызвало необходимость переделать переднюю часть пола и изменить компоновку салона.

При работе над кузовом заводские конструкторы применили немало интересных решений. Так, отказавшись от переднего бампера, они предложили компоновку передней маски с боковыми пластиковыми легкосъемными панелями, в которых размещены интегральные фары, поворотники, фонари ближнего света и габаритные огни. В случае повреждения они легко меняются и стоят не так дорого. Пластиковыми стали передние и задние крылья, колесные арки получили пластиковые подкрылки. В перспективе планируется замена всех стальных панелей «юбки» и крышек технологических люков на пластиковые.

Каркас сварен из труб прямоугольного и квадратного сечения с шагом между его элементами около 300 мм. Для автобуса длиной менее 8,0 м такое решение обеспечивает завидную прочность и устойчивость против скручивания.

– Наш автобус ориентирован, прежде всего, на обслуживание региональных перевозчиков на не самых лучших дорогах. – рассказывает Заместитель директора по маркетингу и сбыту Павел ВИКЛЕЙН – Поэтому мы уделяем самое серьезное внимание прочности и долговечности автобуса.

Проведенные нами испытания на опрокидывание показали его абсолютную надежность. В процессе сборки каркаса мы проводим комплекс работ по антикоррозионной защите, включая скрытые полости. Такая технология гарантирует защиту кузова от сквозной коррозии на 36 месяцев или 200 000 км. пробега.

автобусКузов устанавливается на шасси ISUZU NQR 90L-K, которое специально дорабатывается на заводе. Прежде всего, с него удаляют механизм откидывания и фиксации кабины, переносят ресиверы и дорабатывают штатную пневмосистему для обеспечения работы приводов дверей. Чтобы выровнять уровень пола в салоне приходится ниже опускать топливный бак. Раму удлиняют и наваривают на нее площадки для крепления кузова.

– У нас есть отличный опыт работы с разными шасси, – говорит Первый заместитель директора Алексей ЯЦЕНКО – и выбор шасси ISUZU далеко не случаен. Прежде всего, надо отметить первоклассный двигатель, простой в обслуживании и неприхотливый в работе. Это крайне важно, учитывая предполагаемые районы эксплуатации автобуса. Важно и то, что шасси оборудованы пневматическими тормозами, более надежными чем гидравлические. Грузовое шасси NQR 90L-K полностью отвечает требованиям, предъявляемым им автобусостроителями.

Завод предлагает три версии пассажировместимости в зависимости от количества сидячих мест. В заводской документации они обозначаются 53/14, 46/19 и 42/21 где первая цифра общее количество перевозимых пассажиров, а вторая – число посадочных мест. Впрочем, возможны и другие варианты планировки салона, например, с накопительными площадками у дверей. Кстати, о дверях – пассажиры наверняка отметят необычные поручи, облегчающие вход в автобус людей преклонного возраста. Пассажиры, привыкшие передвигаться по «маршруткам» согнувшись в три погибели, не сразу поверят в то, что высота салона достигает двух метров. При нормальной ширине прохода и двух двухместных сидений по каждому борту ширина автобуса всего 2.230 мм, на 180 мм меньше, чем у ПАЗ-3204. В городском потоке ульяновский автобус получается более маневренный и проворный, что, несомненно, понравится перевозчикам.

Программа вывода нового автобуса на рынок строится на демонстрационных турах в районах прогнозируемого спроса, и результаты таких показов оказываются, порой, неожиданными. Во время показа новичка перевозчикам Сочи и прилегающих курортных районов они отметили его исключительную маневренность на горных серпантинах и способность преодолевать затяжные подъемы на низких передачах без перегрева двигателя. Кроме того, была отмечена высокая эффективность тормозов и работы горного тормоза по сочинским рельефам. Тест в Сочи закончился, перевозчики ждут тендер и документацию, по результатам которой, будет принято решение о закупке.

– Мы уже показали наш автобус в нескольких регионах – продолжает Алексей ЯЦЕНКО – и в ближайшие месяцы нас ждут на Урале, Северо-Западе, в Сибири. Кроме этого, мы впервые в практике российского автомобильного бизнеса организовали он-лайн запись на тест через Интернет и получили немало заявок. Параллельно с показом автобуса и формированием портфеля заказов мы будем наращивать темпы его выпуска. В наших планах на первом этапе выпустить 250 машин до конца года, а затем довести годовой выпуск машин до 500 шт. Для этого мы значительно обновляем производственные мощности, заканчивает разработку всей необходимой технологической документации, организуем новые рабочие места. До конца года планируем увеличить численность рабочих вдвое, довести ее до 200-240 чел.

Производственные возможности компании СИМАЗ, базирующейся на территории промышленного комплекса, позволяют наладить серийное производство автобусов семейства в городской, пригородной и междугородней версиях, включая школьный автобус и различные специальные версии в сжатые сроки, и эта подготовка сейчас идет полным ходом. Сейчас готово решение обеих компаний доставлять на СИМАЗ шасси в «автобусном» варианте, а в перспективе возможна сборка шасси на заводе, в том числе, и в специальном «автобусном» исполнении с более мягкими задними рессорами и специальным «широким» передним мостом.

Совместный проект СИМАЗ – ИСУЗУ Рус получил поддержку ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» и ее руководителя Дмитрия РЯБОВА и Фонда поддержки промышленности и предпринимателей Ульяновской области, который выразил готовность в помощи в приобретении необходимого промышленного оборудования. Он является одной из важнейших составных частей формирования Ульяновского автомобильного кластера.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: