Рынок ДСТ и спецтехники преодолел 4-летний кризис

0
23

Согласно оценкам экспертов, рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) и спецтехники в России преодолел 4-летний кризис. Уже в первом квартале этого года продажи выросли на 29%, и рост наблюдается почти во всех сегментах. Об этом сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Как считают сами  участники рынка, ключевыми стимулами стали отложенный спрос, стабилизация экономической ситуации и укрепление рубля. Однако не исключено, что такая динамика частично отображает и поставки импортеров дилерам «на будущее» (в период подорожания национальной валюты).

[blockquote]Стоит отметить, что тенденция роста обнаружилась еще в конце 2016 г. и по сегодняшний день остается довольно устойчивой. В январе – марте текущего года значительно повысились продажи практически всех видов строительных машин – экскаваторов-погрузчиков, самоходных грейдеров, гусеничных и колесных экскаваторов, тракторов. И все это вопреки пока еще отрицательному тренду в строительстве, высоким ставкам по кредитам (вдвое выше инфляции) и огромным перегибам с утильсбором, который лег бременем на потребителей.[/blockquote]

Однако, как отмечают эксперты, в настоящее время популяция техники сократилась, парк сильно устарел, и чтобы вернуться на прежний уровень, продажи должны вырасти на 300-400%  относительно прошлого 2016 г. Но в последующих месяцах текущего года рост ожидается не ниже, чем в начале. По данным Минпромторга, в России в первом квартале выросли и производство, и импорт ДСТ, но упал экспорт. Основной причиной такого явления в министерстве считают укрепление рубля и планируют в этом году запуск новых мер поддержки (льготного лизинга и поддержки экспорта), что позволит частично компенсировать ущерб.

Также некоторые специалисты считают, что на увеличение продаж повлиял и отложенный спрос. К примеру, в последние 2 года поставки самосвалов были значительно меньше потребности рынка, недостаток восполнялся подержанной техникой. Но она подходит не для всех производственных задач, поэтому должно было произойти обновление. Еще одним фактором роста называют подорожание рубля и сырья. Так, повышение цен на уголь позволило угольщикам и их подрядчикам пересмотреть бюджеты. И, по мнению экспертов, рынок будет расти и дальше — до 120-140 машин за год. Ключевой же причиной роста станет обновление или расширение старого парка, поскольку новая техника такого класса на сегодняшний день дорога для многих предприятий и доступна в основном владельцам карьеров или генподрядчикам крупных строительных или горнодобывающих объектов. Отмечают повышение числа продаж и фирмы, выпускающие экскаваторы и автогрейдеры. В частности, «РМ-Терекс» сообщает, что в первом квартале 2017 г. их продажи возросли, наибольший процент наблюдался в сегментах грейдеров и колесных экскаваторов. В этом году они ожидают подъема рынка ДСТ на 10-15%.

Также эксперты отмечают, что увеличению числа продаж способствуют господдержка и утильсбор как барьер от импорта. И полагают, что динамика рынка обеспечена, в том числе, продажами импортеров дилерам – при стабилизации рубля компании решили «заполнить склады на будущее». Немалую роль сыграло и возобновление финансирования федеральных строительных проектов. Кроме того, специалисты утверждают, что рынок спецтехники долго был нестабилен не только из-за сокращения финансирования строительных проектов и сбора утильсырья, но и колеблющихся цен на нефть, спада экономической активности. По мнению многих, в 2016 г. рынок достиг дна и адаптировался к утильсбору, следовательно, рост продаж, начавшийся в этом году, имеет все шансы продолжаться в ближайшие несколько лет.