Положительная динамика на рынке китайских грузовиков

0
38

Рынок китайских грузовиков в России отправляется от падения 2013 года. С нынешнего года продажи впервые начали расти. Ожидается, что благоприятная тенденция сохранится и в будущем.

Основной производитель тяжелых грузовиков в мире на сегодня – Китай. В 2016 году здесь продано 2,1 млн грузовых машин, в том числе 732,9 тыс. – тяжелых. Это на 33,1% больше, чем годом ранее. На втором месте по выпуску стоит Япония, однако она в прошлом году снизила выпуск такого транспорта на 13,8% (до 505,9 тыс. шт). Та же тенденция наблюдается в США – сокращение составило 16,7% (до 268,1 тыс.), странах NAFTA – 18,1% (до 420,1 тыс.), Бразилии –  18,3% (60,5 тыс.), Южной Корее – 15,6% (до 79,4 тыс.). Впрочем, рост производства отмечен в Евросоюзе – 11% (до 153,9 тыс.), России – 11,2% (до 50,1 тыс.) и Индии – 9,9% (до 293,7 тыс.).  Всего в мире было выпущено 3,52 млн тяжелых грузовиков – это на 3,2% больше показателей предыдущего года.

Производством грузовиков в КНР занимается большое количество брендов, однако пятерка лидеров контролирует более 80% рынка. Крупнейший из них – FAW Jiefang, контролируемый государственной FAW Group. В прошлом году предприятие улучшило показатели продаж на 55% – до 200 тыс. штук. Машины экспортируются в 48 государств. На следующий год компания анонсировала выпуск самоуправляющегося грузовика.

Второй по объемам производитель –  Dongfeng Motor Group – также контролируется государством. В прошлом году на ее счету продажа 142,6 тыс. тяжелых и 56,5 средних грузовиков. С августа поставками техники в Россию занимается ее эксклюзивный дистрибутор – «Дунфэн мотор рус». Всего в РФ поставлено около 6 тыс. машин, главным образом самосвалов.

Еще один лидер китайского рынка – China National Heavy Duty Truck Group (Sinotruk), подконтрольный государству. Он в 2016 году показал рост продаж на 21% (до 66,5 тыс. грузовиков), однако экспорт при этом снизился на 7,4% (до 25 тыс.). Продукция поставляется в 100 стран мира, но главные покупатели – это Россия, Украина и Иран.

В целом экспорт коммерческих машин из КНР в минувшем году снизился на 23,1» (до 231 тыс.). Впрочем, по итогам первого полугодия нынешнего года вновь рост на 8% (до 123 тыс.).

Основные производители грузовой техники активно привлекают к кооперации иностранных производителей. Например, 25% акций  Sinotruk принадлежит немецкой Volkswagen Group, а аффилированный с последней MAN принимает участие в совместных разработках. Кроме того,  MAN работает с Shaanxi, General Motors – с FAW, Renault-Nissan и Honda – с Dongfeng. Итогом сотрудничества китайской Foton с Daimler стало совместное предприятие Beijing Daimler Foton Automobile.

В России с 2013 года наблюдалось общее падение рынка. Продажи китайских грузовиков обвалились гораздо сильнее, чем большинство продуктов.  Если в 2013 году здесь было продано 6,9 тыс. единиц китайской техники массой более 6 тонн, то в 2016 году – всего 264 шт. Если раньше грузовики из КНР привлекали отечественных покупателей низкой ценой, то после девальвации рубля такое преимущество исчезло.  Однако рост рынка уже возобновился. За январь-август продажи китайской техники возросли в России на  261%, это около 500 шт. В целом по итогам предполагается реализовать около 800 грузовиков из Китая. Ожидается, что продажи будут расти и в последующие годы.

Самые популярные среди китайских грузовиков в России – тяжелые, с полной массой более 16 тонн. В 2013 году на них приходилось 78% продаж, в 2015 году – 85%. В 2016 году вперед вырвалась среднетоннажная техника массой 6-16 тонн – 52%. Однако по итогам восьми месяцев нынешнего года тяжелые грузовики вновь стали лидерами продаж, получив долю в 75%.  Среди всех видов техники самыми популярными последние 5 лет остаются самосвалы, доля которых колеблется от 62% до 70%.

Традиционным лидером поставок техники из КНР является Shaanxi. За восемь месяцев нынешнего года она продала в Россию 172  грузовика. На втором месте FAW – 151 шт. При этом на китайские грузовики часто устанавливаются отечественные надстройки. Это позволяет снизить стоимость готового автомобиля, а также получить российский VIN, необходимый для участия в госзакупках. Если в 2013 году таким образом был доработан 21% проданных китайских грузовиков, то в 2016 году – уже 51,5%.

Китайские грузовики наиболее часто встречаются на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Однако среди российских регионов с самым большим парком такой техники в десятку лидеров входят также Москва, Московская область и Краснодарский край.