Рынок коммерческой техники в России набирает обороты

0
51

Спрос на грузовики, падавший последние годы, вновь растет. Эксперты отмечают, что в стране сложился большой отложенный спрос из-за значительного количества скопившейся устаревшей техники. Поэтому продажи в этом сегменте будут расти и далее.

Рынок коммерческой техники в России растет второй год. Этому способствуют рост ВВП, устойчивость цены нефти на мировых рынках и курса рубля. Все это ведет к стабилизации и оживлению многих сфер бизнеса. Предприниматели увеличивают свой грузооборот, что влечет дефицит транспорта. Поэтому с конца минувшего года многие компании приступили к активному обновлению своих автопарков. Ряд европейских компаний пытается использовать эту ситуацию для увеличения доли на рынке РФ с помощью агрессивного продвижения. Впрочем, за рынок борются и отечественные производители. Например, «Камаз» представил новые конкурентоспособные модели, собранные из иностранных комплектующих. Еще один инструмент борьбы за рынок – развитие аренды техники. Первопроходцем здесь стала Scania.

В первую очередь от роста спроса выиграли отечественные производители.  Их суммарная доля на рынке возросла с 73% до 74%. Они активно работают над расширением продуктового ряда. Например, ГАЗ, который сегодня занимает 50% рынка LCV и 70% крупнотоннажных грузовиков, сделала ставку на новые сегменты. Компания работает над расширением грузоподъемности и функциональности автомобилей, и уже представила новые модели «Газель Next» и «Газон Next». Их выход на рынок запланирован на 2018 год.

Второй по важности игрок рынка, УАЗ, тоже расширяет линейку LCV. Новый микроавтобус, разработанный на базе «УАЗ профи», может использоваться как карета скорой помощи либо школьный автобус. Впрочем, от выпуска традиционных «буханок», компания также отказываться не собирается. Несмотря на устаревание модели, она имеет спрос благодаря низкой цене и качеств в условиях внедорожья.

Ford Sollers, имеющий в РФ три автозавода, тоже будет наращивать продажи LCV. Компания уже сейчас является главным иностранным брендом среди иностранных коммерческих авто на отечественном рынке. Теперь заявила об амбициозной цели – добиться первого места в целом на рынке LCV страны.

Mercedes-Benz Vans планирует делать ставку на продажи корпоративным клиентам, которым необходимо обновление парка. Рынок крупнотоннажных LCV здесь считают перспективным, но высококонкурентным, из-за чего здесь стоит ожидать жесткой борьбы. Предприятие будет бороться и за сегмент среднетоннажных LCV, но признает, что здесь его позиции слабее. Дело в том, что основными покупателями таких машин являются частные лица, для которых вопрос цены – первоочередной. Для отвоевания своей доли компания предложит новые модификации такой техники, например, «скорую помощь» и специальные автомобили для спортсменов.

В Mercedes-Benz Vans обращают внимание, что рост рынка все еще нестабилен. В первые месяцы года она был очевидным, но апрель оказался провальным. В основном прирост происходит благодаря корпоративным клиентам, и во многом зависит от государственных программ поддержки спроса, например, «Российский фермер» или «Свое дело».

[blockquote]Среди всех видов коммерческого транспорта наилучшие показатели прироста за период с января по август продемонстрировали грузовики. Их было продано 45,3 тыс. – это почти на 50% больше, чем годом ранее. За весь предыдущий год рынок тяжелых грузовиков (свыше 16 тонн) увеличился на 11,8%, а среднетоннажных – сократился на 9,1%.[/blockquote]

Интересно, что рост этого сегмента происходил в основном за счет иностранных производителей. Лидерами по показателям стали DAF, MAN, Mercedes, Volvo, Scania.  Основные отечественные игроки – «Камаз» и ГАЗ – сократили свою долю с 55 до 45%.

Представители рынка признаются, что прогнозировапи рост продаж грузовиков, однако не в таком объеме. Особенно увеличились показатели в премиальном сегменте. Это вызвало определенные перебои и увеличение сроков поставок в первые месяцы года. Впрочем, как признаются участники рынка, сейчас ситуация уже стабилизировалась. Одной из причин роста интереса к большегрузной технике – внедрение системы «Платон». В итоге небольшие игроки постепенно уходят с рынке, освободившееся место занимают крупные компании с соответствующими запросами к технике.

Предполагается, что рынок будет расти и дальше. Одна из причин – отложенный спрос. В стране скопилось большое количество старой техники, требующей замены. Еще одна тенденция – развитие транспортировки товаров из Китая в Европу через РФ. Есть и ряд сдерживающих факторов. Например, новая техника эффективнее старой, а значит, для решения тех же задач теперь требуется привлекать меньше машин. Кроме того, многие компании оптимизируют логистику, коммерческие автомобили все меньше ездят пустыми, и потому потребность в новых единицах транспорта меньше.