На страже безопасности -группа компаний Kiitokori

0
34

Сухая статистика говорит о том, что пожары по-прежнему остаются едва ли не основной причиной гибели людей и огромных потерь производственных и финансовых ресурсов. Не удивительно, что развитию противопожарной техники уделяется большое внимание во всех странах.

Среди стран, добившихся отличных результатов в разработке и выпуске пожарных, спасательных и аварийно-спасательных автомобилей, одно из ведущих мест занимает Финляндия. В стране с населением около 11,0 млн. чел. работает почти 10 компаний, выпускающих такую технику. И среди них – Группа компаний Kiitokori. Пожарные машины Saurus и подъемники Vema, которые выпускают заводы, входящие в эту группу, известны на многих нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятиях Сибири.

Первые поставки пожарной техники в Сибирь начались еще в 2001 году, и за прошедшие годы было поставлено около 30 автомобилей различных типов. С пожарными телескопическими гидравлическими подъемниками марки Vema знакомы многие российские нефтегазодобытчики и переработчики. По заказам ведущих нефтяных компаний России завод поставил полтора десятка подъемников различных моделей в том числе и на шасси семейства КАМАЗ моделей 53221, 53228, 65111. Прежде всего речь идет о подъемнике 383TFL на шасси КАМАЗ 53221. Машина предназначена для проведения пожаротушения и эвакуации пострадавших с высоты до 38 м. Одновременно с подъемом расчета в открытой корзине к месту пожара можно подняться по выдвижной лестнице, смонтированной на его правой стороне. По соседству с этой машиной на боевом дежурстве стоит точно такой же подъемник на шасси Scania. А в Когалыме работает 55-метровый подъемник на шасси Actros 4141.

В Объединении «Танснефть» успешно эксплуатируется подъемник для дистанционного тушения пожара 37TWT-ППП 37 на шасси MAN TG-S 6х4. Трехзвенная конструкция позволяет подавать на высоту до 37 м. лафетный ствол для дистанционного тушения пожара пенным реагентом. Управление агрегатом осуществляется из кабины автомобиля, при этом направление струи контролируется по ТВ-монитору, изображение передает камера, установленная на лафете.

Работает финская техника и в таких гигантах как «Газпром» и «Сургутнефтегаз». Пожарные подъемники из маленького городка Каарина можно встретить в Омске и Сургуте, Тюмени и Когалыме, Ханты-Мансийске и Ростове-на-Дону.

Самые интересные машины Vema Lift Oy – многофункциональные аварийно-спасательные и пожарные комплексы, способные работать на пожарах, в местах техногенных или транспортных катастроф, на оказании экстренной помощи. В качестве шасси для них используются автомобили Volvo FM или Scania. На шасси устанавливают цистерны для воды и пенного реагента, машины оснащают большим набором спасательных инструментов с электрическим или гидравлическим приводом, выносными осветителями и многим другим, что может понадобиться при спасении людей. На крышу кузова устанавливают поворотную площадку с 24-метровой телескопической лестницей или гидравлическим подъемником.

60-метровые подъемники Vema 60TFL на шасси SISU 13M 8×2, построенный также по заказу столичных пожарных – тоже новинка этого года. Конструкторам пришлось изрядно поломать голову над тем, чтобы сделать их проходимыми под низкими мостами. Чтобы максимально понизить высоту машины, им пришлось полностью переделать крышу кабины. В ней сделали углубление – ложемент для укладки подъемника в транспортном положении, выиграв почти 300 мм высоты. Конструкция рассчитана на скоростной подъем на высоту 60 м. боевого расчета из трех человек. Управление всеми операциями осуществляется либо с центрального пульта, расположенного на правой стороне платформы, либо с выносного пульта. Оба поста управления оснащены цветными мониторами контроля за работой всех систем машины. Все гидравлические линии и линии подачи воды и пены к установленным в кабине лафетам – обогреваемые для предотвращения замерзания рабочей жидкости. Кстати, компания Vema Lift Oy первой в мире применила эту систему на тяжелых подъемниках. На местности подъемник опирается на автоматически устанавливаемые опоры – аутригеры с компенсацией неровности почвы в пределах 10о, и эта система тоже впервые была применена на автомобилях Vema. Передние опоры заняли пространство между передними осями, в связи с чем топливные баки пришлось перенести за вторую ось. Есть в подъемнике 60TFL и еще один оригинальный узел, также разработанный конструкторами компании – система укладки гидравлических шлангов, кабелей и приводов выдвижения звеньев подъемника внутри его корпуса. Надо отметить, что 60 м. высоты – далеко не рекорд для подъемников Vema – для китайских пожарных компания уже собрала серию 70-метровых агрегатов и работает над машинами с еще большей высотой подъема.

Специализация компании Saurus – пожарные цистерны, многофункциональные пожарные и аварийно-спасательные автомобили, автомобили химической защиты, предназначенные для ликвидации крупных техногенных катастроф на предприятиях нефтепереработки и химической промышленности. Чаще всего базой для них служат трех– или даже четырехосные шасси Scania и Volvo.

Как это не покажется странным, но и в Финляндии с ее спокойным ритмом жизни, происходят достаточно сложные ДТП. Для выезда на них и проведения всего комплекса аварийно-спасательных работ по заказу дорожного ведомства страны выпущена партия машин на стандартном двухосном шасси Scania с семиместной четырехдверной кабиной серии Crew Cab. На площадке за задним мостом смонтирован гидравлический кран-манипулятор грузоподъемность 2 т.С его помощью можно расчистить путь к месту происшествия и организовать погрузку разбросанного груза или поврежденного автомобиля. Основное назначение автомобиля – оказание экстренной помощи, поэтому он оборудован всем необходимым для спасения людей, начиная от стандартного чемодана скорой помощи до гидравлических инструментов для резки кузова аварийного автомобиля.

Пожарная цистерна FS170/10 выпускается на шасси SISU 13M 8×2. Отличительная особенность шасси – большое расстояние между двумя передними управляемыми мостами. Такое решение позволяет, с одной стороны, добиться более равномерного распределения полной массы по осям, с другой стороны, обеспечить высокую маневренность автомобиля в условиях плотного городского движения. 13-литровый двигатель мощностью 375 кВт разгоняет машину полной массой 35 т до 90 км/час. Машина оборудована пластиковыми цистернами: для воды объемом 17,0 тыс. л. и пены объемом 1,0 тыс. л. Для подачи воды к месту пожара машина оснащена насосом Esteri LK 6000 производительностью 6000 л/мин при давлении 10 Бар.

Подача пены осуществляется установленным в задней части кузова монитором TR 100 SH с дистанционным управлением из кабины автомобиля.

Чтобы обезопасить экипаж от вредного воздействия разлитых ядовитых и агрессивных жидкостей, аварийно-спасательные автомобили химической защиты RS 123 оборудованы откидными полами, которые образуют по периметру рабочую площадку площадью более 10 кв. м, позволяющую пожарным работать с бортовым оборудованием, не касаясь земли и обрабатывать пораженные участки почвы химическими нейтрализаторами. С этой же площадки управляется мощный кран-манипулятор, предназначенный для расчистки путей эвакуации. Машина может устанавливаться на выносные опоры (аутригеры) с автоматической компенсацией неровности грунта, чтобы не повредить резиновые шины. В отдельных отсеках с доступом с откидных настилов хранятся костюмы химзащиты и инструменты.

Аварийно-спасательные машины для работы на месте тяжелых железнодорожных катастроф изготавливаются на шасси автомобилей Volvo FH в полноприводной версии. Они оборудуются системами гидропривода режущего и разжимного инструмента, аппаратами газовой резки, лебедками, средствами оказания первой медицинской помощи пострадавшим. «Кенгурины», установленные на переднем бампере, позволяют пробиваться через мелкий кустарник, подлесок, обломки вагонов, а опускающаяся платформа может служить площадкой для эвакуации пострадавших даже через окна и крыши вагонов.

Самые «серьезные» машины, получившие название RIV (Rapid Intervention Vechile), предназначены для обслуживания аэропортов. Компактные и динамичные, они предотвращают возгорания, тушат пожары и оказывают экстренную помощь в условиях наземных аварий авиалайнеров, сопровождают самолеты по взлетной полосе в случае аварийной посадки. Мощная аэродромная пожарная машина на шасси Scania, разработанная для ВВС Финляндии, оснащена системой орошения и пожаротушения с помощью специальных распылителей, установленных под передним бампером. Она позволяет нейтрализовать горящее топливо на пути следования машины. 360-сильный дизель и полноприводное шасси 6х6 обеспечивают автомобилю не только устойчивость на больших скоростях и отличное маневрирование, но и позволяет приближаться к горящему самолету по грунту, в том числе, заснеженному.

Модель FLC 3/0,4 относится к легкому типу пожарных автомобилей и интересна, пожалуй, в первую очередь, базовым автомобилем. Стандартный грузовой автомобиль Mercedes-Benz Sprinter с двигателем 519CDi мощностью 140 кВт, автоматической коробкой передач и пятиместной четырехдверной кабиной австрийская модификационная компания Oberaigner дооборудовала передним и третьим ведущими мостами, превратив его во внедорожный автомобиль полной массой 7,0. при незначительном удлинении кузова он получился весьма компактным и маневренным. Внутренняя часть кузова отдана цистернам для 300 л воды и 40 л пенного реагента. Несмотря на небольшие габариты автомобиль укомплектован всем необходимым для проведения не только пожарных, но и спасательных работ, включая установку для резки каменных и кирпичных стен, автономный генератор, выносной свет и многое другое.

Используя опыт, накопленный при разработке и выпуске таких машин, компания Saurus Oy первой в мире построила мобильный комплекс для ликвидации аварий на атомных станциях. Четыре года назад этот комплекс был передан Кольской АЭС. В него входит автомобиль оперативной разведки на базе микроавтобуса MB Sprinter, пожарный автомобиль и аварийно-спасательная машина для обработки грунта и стен зданий растворами для дезактивации на шасси MB Atego 1018. В комплект оборудования последнего включена даже надувная лодка для обследования технологических водоемов на территории АЭС с системой сброса непосредственно с автомобиля.

Заводы Saurus и Vema за время работы выпустили около 2,0 тыс. машин, из которых почти 90% поставлены на экспорт. И Россия занимает далеко не последнее место в экспортной программе.