Неправильное техобслуживание гусеничной ходовой

текст: Станислав Петров, фото: stock.adobe.com

0
108

Что нельзя делать с ходовой частью бульдозера и экскаватора? Как не перепутать и не поставить башмак наоборот? Специалисты сервисной службы «КОМЕК МАШИНЕРИ» рассказали о типичных неправильных действиях механиков при обслуживании гусеничной ходовой.

Стоимость обслуживания гусеничной ходовой части бульдозера может достигать 50% от цены владения техникой, а у экскаватора – в районе 30–40%. Механики устанавливают ходовую в сборе, демонтируют ее, меняют отдельные элементы в ремонтном боксе – все это сложные операции для двух-четырех человек, и их не выполнить без дополнительных инструментов и техники.

Производители в инструкциях по эксплуатации техники приводят подробные инструкции по каждому эпизоду обслуживания ходовой части. Рисунки и схемы упрощают эти процедуры и страхуют технику от неправильных действий пользователей. Но, несмотря на это, эксплуатанты раз за разом совершают ошибки, которые порой критически влияют на живучесть узлов.

Проблема – сломались болты крепления опорных катков

 Во время эксплуатации техники сломались болты крепления опорных катков, стержни остались в своих гнездах в теле гусеничной тележки. Правильно – высверлите стержни болтов, используя специальные сверла и станок, и установите новый крепеж.

 Но у механиков предприятия нет подходящих инструментов или времени, чтобы высверлить сломанные болты (это может занять не один день, а порой менять крепеж приходится на морозе). Но катки крепить все-таки нужно. И тогда их просто приваривают к гусеничной тележке с твердой уверенностью, что так катки будут лучше держаться и не придется через какое-то время снова менять крепеж.

Механики на одном из угольных разрезов установили на бульдозер D65 неоригинальную ведущую звездочку. И оказалось, что она не подходит для оригинальной гусеничной цепи Komatsu. Шаг звездочки не совпадает с шагом звена цепи, зуб звездочки попадает не между втулками, а непосредственно на центр втулки. Хотя, казалось бы, одна и та же деталь, что и в оригинальном комплекте. Результат – потерянное время (и деньги – из-за простоя техники) на демонтаж, пересылку, заказ и доставку новой звездочки.

Опорный каток – одна из самых долгоживущих частей ходовой, но все-таки он не вечен. Через 6–8 тысяч м/ч (от года до трех лет – в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации) может потребоваться замена. И тогда перед механиками предприятия или сервисной службы дистрибьютора встанет проблема: как его снять, когда он приварен намертво?

Проблема – в креплениях болтов не нарезается новая резьба

 И снова замена крепежа уже на любом участке ходовой. Если были заломы – остатки стержней правильно высверлили. Если болты остались целыми – их сняли, надо ставить новые. Перед тем как ставить новый крепеж, пройдите отверстия метчиками. Так вы снимете ржавчину, исправите заломы резьбы и не сломаете болты. Используйте динамометрический ключ (а в инструкции по эксплуатации обычно указаны значения, насколько следует затянуть крепеж).

 Никаких метчиков, все делается быстро, теми инструментами, которые есть под рукой. Закручивают болт в старую, проржавевшую и частично сорванную при демонтаже резьбу. Вместо динамометрического ключа используют грубую силу и подручные предметы – порой один болт затягивают три человека.

Болт по ржавчине или сорванной резьбе идет туго, его тянут со слишком большим усилием, перетягивают. Результат – болт сломан. Если нет большого динамометрического ключа, а инструкцию по эксплуатации со значениями натяжек видели в последний раз, когда получали новую технику, это опять большой риск перетянуть и сломать болт.

Задача – монтаж-демонтаж пальцевых соединений гусеничной цепи

Актуально при обслуживании ходовой экскаватора, с гусеничными цепями с системой замыкания «мастер-палец». Для демонтажа и монтажа мастер-пальца используйте пресс. Это экономит время на замену и увеличивает срок службы отдельного звена и всей цепи. Если специального пресса нет на предприятии, то он всегда найдется в арсенале сервисных специалистов дистрибьютора техники.

 При демонтаже звено вырезают газосваркой. При монтаже, если не получается загнать палец кувалдой, его обтачивают, чтобы он зашел в посадочное место с меньшим усилием.

При демонтаже, если вырезать звено сваркой, безнадежно портится вся цепь или как минимум два соседних звена вместе с заменяемым. Это неэкономно: цепь еще может послужить, если она не сильно изношена, а повреждено лишь одно из звеньев.

При монтаже, если обтачивают мастер-палец, он при эксплуатации может выскочить (и выскакивает) в самый неподходящий момент. Например, когда техника работает в болоте или на склоне. А еще горе-механики в момент установки заранее увеличивают износ новой, только что купленной детали.

Вопрос – как не ошибиться в подборе запчастей для ходовой

Очень актуальный вопрос, когда ходовая часть бульдозера или экскаватора заменяется не в сборе, а компонентно. Заказывайте у поставщика детали именно того производителя, чья ходовая у вас уже установлена на технике.

 Вы выбрали подходящую по номеру деталь (ленивец, звездочку, башмаки, цепь и ее звенья, катки и т. д.), но решили сэкономить на стоимости комплектующих. Выбрали и заказали самый дешевый вариант от иного производителя, чем остальные детали вашей рабочей ходовой. Детали с одинаковыми каталожными номерами, но от разных производителей часто отличаются размерами посадочных мест и рабочих элементов.

А самый правильный способ – заменяйте ведущую звездочку вместе с гусеничной цепью. Это гарантирует совпадение габаритов. Потому что при частичной замене даже у запчастей от одного производителя могут отличаться размеры, если цель новая, а звездочка изношена или наоборот. Плюс несовпадение наработки увеличивает общий износ пары звездочка-цепь.

Новая звездочка сломалась через месяц. Приехали сервисные инженеры, стали изучать, отчего так получилось. Оказалось, что, когда механики собирали ходовую, обули «гуслю» задом наперед (то есть установили башмак в обратном направлении.

Гусеница, которую поставили наоборот

Наверное, самый абсурдный случай, но тем не менее это частая ошибка пользователей, с последствиями которой приходится сталкиваться сервисным специалистам. Башмак гусеницы асимметричен. Это означает, что грунтозацепы должны смотреть строго в одну сторону, башмак при установке должен быть сориентирован строго в определенном направлении.

Если перепутать и поставить башмак наоборот, то есть риск сломать ведущую звездочку и (или) ленивец. Также в этом случае техника (особенно бульдозеры) не может развивать максимальное тяговое усилие, так как контакт с грунтом оказывается недостаточным из-за неправильной ориентировки грунтозацепа. Как следствие, быстрее изнашивается башмак, и возникает больший риск сломать его или отдельные звенья.