Ситуация на российском рынке спецтехники – статистика , прогнозы

0
170

Многие эксперты указывают на то, что показатели российского рынка спецтехники демонстрируют стабильное падение на протяжении вот уже нескольких лет. Негативная динамика в 2016 году, по их оценкам, снизилась, но при всем при этом коренных изменений в 2017 году не ожидается. Однако такой пессимистичный прогноз может быть скорректирован логикой самой жизни: сезонным обновлением автопарка, изменением внешнеполитической ситуации в отношениях с «заокеанской империей» либо перспективными строительными контрактами по восстановлению разрушенной ближневосточной инфраструктуры.

За прошлый год на рынок спецтехники наибольшее влияние оказало введение утилизационного сбора, а также падение курса рубля. В частности, цены на технику поднялись на сумму, даже превышающую размер вышеназванного сбора. Импорт же подержанной техники возрастом старше трех лет стал и вовсе невыгодным.

Коммерческий транспорт

Продажи малотоннажных автомобилей массой до 6 тонн сократились примерно на 12%. При этом продажи иностранных марок падали сильнее, нежели отечественных авто. Драйвером падения среди российских производителей оказался УАЗ: за первое полугодие продажи этой марки в России сократились на 16%, а за один лишь летний месяц июнь — на 46%. Своих покупателей на отечественном рынке продолжили терять и наши зарубежные конкуренты: Ford и Fiat — которые «просели» более чем на 20% каждый.

Небольшой, но стабильный рост по итогам года показала «Группа ГАЗ», а вот в лидеры продаж среди иностранных брендов поразительным образом вышли Volkswagen и Iveco, демонстрируя за одно лишь первое полугодие рост в 33,7% и 47,6% соответственно.

В среднем и тяжелом «весе» разнятся только цифры, общая тенденция осталась аналогичной. В течение всего 2016 года первое место среди российских производителей неуклонно занимал КАМАЗ, реализовав за первое полугодие свыше 9000 единиц автомобилей. На втором месте следовала «Группа ГАЗ», продажи которой приблизились к 4000 машин по итогам первого полугодия. Кроме этих двух производителей хороший уровень продаж показал завод-юбиляр «Урал». Среди иностранцев в указанном классе лидировали ISUZU, MAN, Scania и Hyundai.

Спецтехника дорожной и строительной отрасли

Если говорить о сегменте дорожно-строительной техники, то участники рынка выражают мнение, что восстановление интереса к инфраструктурным проектам едва ли может случиться в отрыве от общего оживления экономики. Без серьезных структурных изменений экономической модели и возобновления доступа российских компаний на европейские рынки капитала перспективы развития вовсе не радужные.

Динамика заявленных на 2017 год проектов не позволяет говорить о том, что рынок спецтехники в России продемонстрирует существенный прирост. Основной массив игроков обновил парк спецтехники еще до начала кризиса и теперь большие закупки техники основными игроками будут максимально растянуты по времени. Что же касается работ по демонтажу, спрос на технику отечественных производителей не вырастет, так как по результатам многих тестирований она не выдерживает сложности производственного процесса. Аналогов зарубежному оборудованию по качественным характеристикам в нашей стране нет.

Ассоциация европейского бизнеса в своем отчете сообщает о том, что, российский рынок  дорожно-строительной спецтехники в первом полугодии упал на 10%. Причем падение продолжается с 2015 года, когда совокупные продажи спикировали вниз на 65%. Специалисты Ассоциации европейского бизнеса отмечают, что  наиболее пострадавшими можно считать сегменты: колесных экскаваторов — минус 26%, гусеничных экскаваторов — минус 22% и экскаваторов-погрузчиков, продажи которых сократились на 18%.

Коммерческий мониторинг показал некоторое снижение спроса и со стороны вторичного рынка, хотя продажи самоходных грейдеров и самосвалов на нем наоборот подросли: на 8% и 9% соответственно.

Правды ради, надо сказать, что 2016 год оказался весьма успешным для отечественных производителей спецтехники в плане активного выхода на рынки Средней Азии. Так, уже упомянутая нами «Группа ГАЗ» прекрасно показала себя на нефтегазовой выставке в столице Туркменистана. Ряд компаний вернули интерес к своей продукции в Узбекистане и Киргизии, а калининградскому заводу Grünwald даже удалось выйти на рынок Европейского союза. Таким образом, снижение внутреннего спроса отечественные производители методично «перекрывали» расширением экспортного сегмента. Но эта тема уже выходит за рамки нашего сегодняшнего анализа.