Пятница, 29 марта, 2024

Уходящий кризис может оставить машиностроение без господдержки

С тех пор, как кризис официально в нашей стране миновал, в правительстве начались разговоры о необходимости отменить господдержку машиностроительной отрасли. Аргументом к этому служит нормализовавшийся спрос в данном промышленном секторе.  Правительственная комиссия по бюджетным корректировкам «прицелилась» в автопром, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение  и даже в легкую промышленность – в теории они могут существовать без помощи государства, но в реальности отмена субсидий чревата значительным снижением, а, возможно, и крахом производства в отдельных случаях.

В протоколе заседания рабочей группы по корректировкам в бюджете на 2019-2021 годы фигурируют выводы о нецелесообразности в дальнейшем проводить антикризисные меры  2014 – 2018 годов в основных машиностроительных секторах. В документе отмечается положительная динамика их развития, а также рост платежеспособного спроса и снижение ключевой ставки ЦБ, как причины для отмены государственных стимулирующих мер.

Безусловно, такие заявления не стоит воспринимать, как шаг к полной отмене господдержки машиностроительной отрасли. Это, скорее, первый звонок, предвещающий смену курса промышленной политики России.  Дело в том, что в начале 2010-х годов в связи с непростой экономической ситуацией, спровоцированной санкциями, государство начало искусственно стимулировать спрос на продукты машиностроения. Эти меры коснулись рынка спецтехники, автомобилей, судов и многих других сегментов. В результате мы наблюдаем такой усиленный рост производства, что государству даже пришлось ограничить или свернуть некоторые стимулирующие программы. Однако, несмотря на стремление уйти от прямого субсидирования, от поддержки бюджет не отказывается – это подтверждает небольшое, но все же увеличение госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 1,3 млрд руб.

Стимулирующих поддержек может лишиться и автомобильная отрасль. Например, такой меры, как льготный лизинг: с 2015 года субсидировался авансовый платеж — 10% стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб. В 2017 году на льготный лизинг выделили 13,75 млрд руб., в том числе 10 млрд руб. на обычный автолизинг и 3,75 млрд руб. на функционировавшие с июля программы «Свое дело», «Российский тягач» и «Российский фермер». С 2015 года есть и программы автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В соответствии с условиями этих программ, банки предоставляют семьям с двумя и более детьми, а также гражданам, впервые покупающим машину, скидку на первоначальный взнос по кредиту в размере 10% от стоимости автомобиля.

Программа льготного автолизинга продлена до 2020 года,  но стремление к отмене антикризисных мер может затронуть и эту программу поддержки.

Эти субсидии в госпрограммах остались на прежнем уровне, но идея отказа от антикризисных мер поддержки может привести в перспективе к сворачиванию такой помощи. Особенно сильно отмена стимулирования спроса может «ударить» по легковому коммерческому транспорту, поскольку этот сегмент напрямую зависит от состояния экономики. Многие эксперты считают, что без государственной поддержки спроса продажи легкового транспорта рухнут.  В условиях нестабильности частные компании откажутся от инвестиций в транспорт, а у государственных организаций на это просто не предусмотрен бюджет. Более того, отмена льгот может повлиять и на безопасность – коммерческая техника в России интенсивно стареет. По этой же причине возрастут и логистические издержки, а, соответственно, снизятся объемы производства, и автотранспортные предприятия будут вынуждены сокращать работников.

Среди субсидий автопрома, согласованных на 2019–2021 годы, есть компенсация затрат на производство автомобилей, узлов и агрегатов в размере 1,2 млрд руб. По словам экспертов, ранее эти расходы направлялись на реализацию программы утилизации старых автомобилей, которая была остановлена в 2017 году. По прогнозам экспертов, эти средства будут перенаправлены  на компенсацию роста импортных пошлин на компоненты. С 1 июля по условиям вступления в ВТО РФ должна была отменить льготные ввозные пошлины на автокомпоненты для локального производства, но решение все еще не принято. Также согласована субсидия в размере 110,2 млрд руб. на 2019 год на возмещение затрат на производство автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5».  Отменена традиционная субсидия  на перевозку автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке (500 млн руб. ежегодно направлялись СП Mazda Sollers.

Что касается сельскохозяйственного машиностроения, то оно достаточно активно субсидируется государством. Заводы, производящие технику, предоставляют сельхозпромышленникам скидки в размере 15-20%. В 2018 году общая сумма таких скидок составила 10 млрд руб. Однако, как показывает практика, этих средств недостаточно.  Минпромторг предлагал распространить и на эту отрасль и механизм льготного лизинга (сейчас действует в сегменте дорожно-строительной и спецтехники), но пока такое предложение не внедрено.

 

Новости

ТМЗ завершил испытания 25-тонной тяговой лебёдки модели 530

Конструкторы Тутаевского моторного завода (ПАО «ТМЗ») разработали ТУ на новую модель лебёдки, согласовали с потребителем габаритный чертёж и разработали собственную программу ресурсных испытаний лебёдки.

Читайте также: