В настоящее время на рынке подъемников и платформ для высотных работ отмечается отсутствие техники российского производства. По этой причине он сформирован поставками зарубежного оборудования, представленного на отечественном рынке обширной линией брендов.
За последние 2 года на рынке импорта подъемников и платформ для высотных работ наблюдается положительная динамика. В 2017 году на территорию России было ввезено 1683 единицы оборудования общей стоимостью 41,9 млн. USD, а в 2018 году объем импорта вырос до 2024 единиц техники и составил 53 млн. USD. Рост по отношению к предшествующему периоду составил 20,3% в натуральном выражении и 26,5% в денежном исчислении. Это говорит о росте среднеконтрактных цен на подъемники в 2018 году.
Импорт подъемников и платформ для высотных работ состоит как из нового оборудования, так и из бывшей в употреблении техники. В 2017 доля такой техники составляла 8,6%, а в 2018 году доля ввоза техники б/у снизилась до 5,5%.
Основу импорта в 2018 году составили платформы и подъемники производства четырех стран: Франции, Китая, США и Румынии. Ведущие позиции этих государств остались неизменными с 2017 года.
В 2018 году российскими импортерами было приобретено 887 французских подъемников: на 333 единицы больше, чем в предыдущем периоде. При этом стоит отметить, что доля производителей из Франции значительно выросла (на 17,2%) по сравнению с 2017 годом и составила 43,8% всех ввезенных товаров.
Доля в импорте на территорию России оборудования для высотных работ китайской сборки в свою очередь увеличилась и составила 28,5%. За исследуемый период отечественными компаниями было закуплено 576 погрузчиков и платформ из Китая.
В отличие от французских и китайских производителей 2018 год оказался менее успешным для производителей из США. За исследуемый период количество импортированной в Россию американской техники возросло в натуральном выражении со 181 единицы техники в 2017 году до 219 единиц в 2018 году. В связи с менее интенсивным ростом продаж доля в импорте техники для высотных работ США сократилась с 14,3% в 2017 году до 10,8% в 2018 году.
Четвертую позицию в российском импорте занимает Румыния, ежегодно увеличивающая свою долю на рынке России. В 2018 году она составила 8,9% против 8,7% в 2017 году. В натуральном выражении ее импорт составил 181 единицу техники, что на 55 подъемников и платформ больше, чем годом ранее.
Оставшиеся 8% поставок поделили между собой еще 10 стран.
В 2017 году в Россию было импортировано подъемников и платформ для высотных работ 42 марок. В 2018 году на внутренний российский рынок, помимо присутствующих ранее, вошли еще 7 брендов. Однако бессменным лидером-производителем в этом периоде осталась компания HAULOTTE, которая на протяжении нескольких лет не уступает свои позиции другим поставщикам аналогичной техники. В анализируемом периоде ее импорт был равен 954 единицам товара. Это составило чуть меньше половины всей продукции – 47,13% – и повысило планку предыдущего года на 8%. Покупателями подъемников производства фирмы HAULOTTE стали 7 отечественных предприятий.
Вторым крупным производителем стала, как и в 2017 году, компания JLG. Ее охват рынка сократился на 111 единиц (10%) и составил 328 платформ и подъемников (16,2%). Получателями техники стали 10 российских организаций.
Третью позицию заняла продукция NIULI MACHINERY. Техника этой марки поступила в Россию в количестве 233 единиц, что на 56 единиц больше, чем в 2017 году. Доля бренда возросла с показателя в 10,5% до 11,5%. Данную модель подъемников предпочитают 7 отечественных компаний.
2018 год оказался успешным и для производителей HANGZHOU XISHUI TRADING (123 единицы техники против 92 в 2017 году) и TEREX CORPORATION (100 единиц техники против 85 в 2017 году).
Остальную долю импорта между собой разделили товары еще 44 брендов.
Итак, на сегодняшний день российский рынок импортных поставок подъемников и платформ насыщен товарами производителей ряда стран. Из года в год увеличивается объем импорта в Россию спецтехники для высотных работ. В наибольшей степени это связано с отсутствием конкуренции со стороны отечественных предприятий, поэтому в ближайшем будущем ситуация на этом рынке, вероятно, останется прежней.