Анализ рынка грузовой техники за первое полугодие 2019 года

текст: Алексей Петров, фото: depositphotos.com

0
93

Аналитическая компания «Автостат инфо» предоставила статистические данные регистраций грузовых автомобилей в ГИБДД, согласно которым за первое полугодие 2019 года российские грузоперевозчики получили 34 844 новых грузовика против 37 212 новых грузовиков за первое полугодие 2018 года. Падение, причем весьма ощутимое, произошло исключительно за счет ослабления спроса на иномарки (15 036 ед., -15,6%), тогда как спрос на отечественную автотехнику с трудом, но все же оказался в плюсе (9 808 ед., +2,2%).

Камский автозавод (12 908 ед., +4,5%). КАМАЗ по сути вытянул статистику российского сегмента рынка тяжелых грузовиков. Интересно, что самая современная на сегодня модель завода, седельный тягач КАМАЗ-5490 NEO, в внутризаводском рейтинге переместился на третью позицию по объему продаж (2 533 ед., +7%) и по этому показателю превзошел общие результаты шести из семи ведущих европейских производителей, что свидетельствует о состоявшемся закреплении данной модели в самом сложном рыночном сегменте – сегменте магистральников.

По количеству регистраций ее обошли только традиционно пользующиеся наибольшим спросом трехосный внедорожник КАМАЗ-43118 (3 029 ед., -4,5%), а также дорожное шасси и самосвал КАМАЗ-65115 (2 815 ед., +7,8%). Кроме них более чем тысячным тиражом за полгода разошелся по стране КАМАЗ-6520 (1 482 ед., -8,8%). Отметим более чем двукратный рост поставок трехосных и четырехосных майнинговых самосвалов нового семейства КАМАЗ-6580 (257 ед., +109%). В статистику также попали три камазовских крановых шасси (10х4) против двух за тот же период 2018 года.

Горьковский автозавод (4 152 ед., -3,8%). Ситуация со спросом на среднетоннажники ГАЗ косвенно подтверждает сползание российской экономики в новый кризис: общий сбыт грузовиков марки падает, а сбыт бюджетного ГАЗ-3309 (889 ед., +15,9%), напротив, растет. Кстати, в предоставленных данных по регистрации грузовики этого семейства, оснащенные дизелем ЯМЗ-53443, по какой-то причине значатся как ГАЗ-3307, хотя их официальное заводское обозначение ГАЗ-33098. Впервые за всю историю производства отрицательную динамику продаж показал «Газон NEXT» (2801 ед., -3,7%). Сократилось и число зарегистрированных ГАЗ-3308 «Садко» (280 ед., -53%).

VOLVO (2 691 ед., -15%). Падение ощутимое, но по итогам полугодия третье место на российском рынке грузовиков компания сумела сохранить за собой, поскольку ближайшие преследователи сократили поставки примерно в сопоставимых масштабах. В представленной на территории нашей страны модельной линейке Volvo Trucks с многократным отрывом лидирует Volvo FH 4×2 (1 401 ед., -29,7%).

Результаты большинства других представленных в России моделей довольно ровно распределились в интервале от одной до трех сотен машин. Попало в статистику первого полугодия и одно шасси Volvo FMX с колесной формулой 10х4.

SCANIA (2 308 ед., -13%). Избежать значительного падения количества регистраций компании не помог даже недавний выход на российский рынок нового поколения тяжелых грузовиков. Среди представленных в нашей стране моделей по продажам в первом полугодии лидируют две: Scania G 4×2 (542 ед., -13,6%) и Scania R 4×2 (538 ед., -36,3%). Пошли в гору дела у четырехосника Scania G 8×4: количество его регистраций за рассматриваемый период увеличилось более чем в восемь раз (110 ед., +817%)!

MAN (1 832 ед., -16,9%). Основные объемы сбыта компании в первом полугодии 2019 года пришлись на MAN TGX 4×2 (898 ед., -14%). Следом за ним по полярности идет демонстрирующий рост MAN TGS 26.33 6х4 (+19%). Прибавилось количество регистраций тяжелых полноприводников MAN TGS 40 6х6 (141 ед., +41%) и MAN TGS 41 8х8 (93 ед., +89,8%). В два раза выросло число регистраций развозных грузовиков семейства MAN TGM – 22 ед. против 11 ед. за тот же период 2018 года.

Минский автозавод (1 744 ед., -0,5%). Падение есть, но совсем большое, благодаря чему белорусский автопроизводитель в нашем рейтинге сумел подняться на одну строчку вверх. Лучше других в России за рассматриваемый период продавался используемый в качестве шасси или бортового магистрального грузовика МАЗ-6312 с колесной формулой 6х4 (404 ед., -4,9%), который в статистике регистрации по каким-то причинам обозначается как МАЗ-МАН 6312.

Свыше сотни регистраций набрали еще четыре модели Минского автозавода: двухосное шасси и бортовой грузовик МАЗ-5340 (249 ед., +114,7%), трехосный седельный тягач МАЗ-6430 (242 ед., -21,7%), трехосный самосвал МАЗ-6501 (171 ед., +14,8%) и двухосный седельный тягач МАЗ-5440 (127 ед., -42%). Восстанавливается спрос на двухосные самосвалы завода, которые сегодня представлены моделью МАЗ-5550 (64 ед., +64,1%).

Mercedes-Benz (1 682 ед., -12,5%). Абсолютный лидер бренда на российском рынке – Mercedes-Benz Actros (1 650 ед., -6,9%).

Часть этих автомобилей, продаваемых в нашей стране, произведена на заводе компании в Набережных Челнах. У остальных моделей результаты за рассматриваемый нами период времени более чем скромные: своих владельцев нашли, видимо, последние Axor (14 ед., -88,5%), чуть более десятка развозных Atego (13 ед., -48%) и четыре новичка-строителя Arocs (в первом полугодии 2018-го не зарегистрирован ни один).

Последние призваны заменить в линейке компании выпускаемые в Набережных Челнах строительные модификации Mercedes-Benz Actros когда российский завод компании полностью перейдет на производство нового поколения этих машин. Кроме того, отмечена регистрация одного Unimog.

ISUZU (1 423 ед., -16,7%). Самый успешный из азиатских брендов просел главным образом по причине снижения числа регистраций своих двух наиболее популярных в России моделей: ISUZU NQR (528 ед., -11,1%) и ISUZU NPR (471 ед., -35,2%). А вот третья по востребованности модель, ISUZU CYV, напротив, продемонстрировала хороший рост (169 ед., +19,9%).

Уральский автозавод (1 209 ед., +3,9%). Количество поставляемых в гражданский сектор «Уралов» возросло, а потому российский производитель в нашем рейтинге сумел перейти с десятого на девятое место. Как всегда, продажи опираются на высокую востребованность трехосного внедорожника «Урал-4320» (705 ед., +23,9%). Правда, из приведенных данных неясно, сколько из них приходится на классический «Урал М», а сколько – на новый «Урал NEXT». Значительно прибавил «Урал-43206» с колесной формулой 4х4 (600 ед., +366,7%), а вот второй по объему поставок «Урал-5557» стали покупать меньше (302 ед., -27,1%). Несколько удивительно, что запущенный в серию еще прошлой осенью новый заднеприводный капотник показал очень скромный результат: за первое полугодие отмечены 6 регистраций шасси «Урал NEXT 73945 6х4» и 5 регистраций седельного тягача «Урал NEXT 73945 6х4». В чем здесь дело?

DAF (989 ед., -27,9%). Среди производителей европейской «большой семерки» DAF сократил продажи сильнее всех. Потому что резко снизился спрос на самую ходовую модель компании на российском рыке – DAF XF 105 4×2 (880 ед., -30,8%). Остальные представленные в нашей стране многочисленные модели грузовиков этой марки спасти положение никак не могли, потому что продаются едва ли штучно. Более десятка за первое полугодие зарегистрировано только DAF XF 105 FTG 6х2 (34 ед., -15%) и DAF XF 105 FTT 6х4 (16 ед., +77,8%). Да еще рванул вверх самый легкий DAF LF, увеличив свой результат двукратно, до 21 машины.

Помимо вышеназванных марок более полутысячи регистраций сумели набрать еще три. Это Hyundai (717 ед., -18,2%), HINO (556 ед., -43,6%) и IVECO (520 ед., -3,2%). Кстати, в общий результат IVECO включены произведенные в России за рассматриваемый период грузовики СП IVECO-AMT (109 ед., -12,8%). Ближайшим к лидерам по полугодовому количеству регистраций среди китайских производителей оказался SHAANXI (463 ед., +43,8%).

Хороший рост поставок по меркам нашего стагнирующего грузового рынка показали JAC (215 ед., +115%) и Ford Trucks (69 ед., +200%) – интересно, что у последнего на новейший F-MAX пришлось только две машины. И впервые за все годы в России не зарегистрирован ни одни новый КРАЗ.