Пятница, 29 марта, 2024

Рынок спецтехники в России: в ожидании экономических стимулов

текст: Кристина Симонова, фото: volvoce.com, www.cat.com

Продажи дорожно-строительной и спецтехники в России за девять месяцев 2019 года показывают положительную динамику – 12%. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса. Однако, отмечают аналитики, рост рынка замедлился – для дальнейшего развития отрасли не обойтись без дополнительных экономических стимулов.

Рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) и спецтехники в РФ в январе–сентябре вырос на 12%, до 9,1 тыс. штук, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Данные приведены с учетом импорта и техники, произведенной на заводах зарубежных концернов в РФ – эти компании занимают 80% рынка ДСТ и спецтехники. В третьем квартале продажи в сегменте росли на 13%, до 3,4 тыс. штук, что сопоставимо с темпами первых трех месяцев (13%, до 2,5 тыс. штук) и выше темпов второго квартала (10%, до 3,2 тыс. штук).

Генеральный директор Volvo CE Russia и глава профильного комитета Ассоциации европейского бизнеса Андрей Комов отмечает, что общая картина по рынку практически не изменилась: «Ощущения похожи на приближение к перекрестку с желтым сигналом светофора. Двигаться быстро мы уже не можем. Однако останавливаться тоже еще рано. Есть надежда, что загорится зеленый свет: заработают экономические стимулы, сниженная ставка рефинансирования даст положительный эффект, ускоренными темпами будут финансироваться инфраструктурные проекты, ближе к зиме, возможно, начнет выправляться ситуация в угольной отрасли. Однако кто-то у пульта светофора может нажать и на красную кнопку: повысить в очередной раз утилизационный сбор, и тогда под его тяжестью производителям и потребителям сдвинуться с места, а тем более снова разогнаться будет очень тяжело».

В 2017 году сегмент дорожно-строительной техники на фоне низкой базы предыдущего года рос на 49%, и в АЕБ замечали, что для восстановления до докризисного уровня нужно поднять продажи еще на 50%. В 2018 году продажи несколько превысили ожидания аналитиков, достигнув роста 31%, до 11,8 тыс. штук, и объем рынка составил 76% от уровня 2013 года.

Игроки рынка, в свою очередь, заявляют о насыщении рынка и не ожидают сохранения положительной динамики в ближайшие годы. Темпы продажи дорожно-строительной техники крупных отечественных производителей в РФ в третьем квартале также снизились, показав рост только на 5%.

Рост рынка сдерживают увеличение налогового обременения и повышенный в июне 2018 года утилизационный сбор.

В третьем квартале, по данным АЕБ, падение показали сразу несколько сегментов ДСТ и спецтехники: колесные погрузчики – на 20%, до 267 штук; гусеничные тракторы – на 10%, до 275 штук; самоходные грейдеры – на 24%, до 168 штук; сочлененные самосвалы – на 2%, до 54 штук; самосвалы с жесткой рамой – на 41%, до 40 штук. В плюсе остались продажи экскаваторов-погрузчиков, реализация которых увеличилась на 59%, до 987 штук, а также гусеничных экскаваторов – на 9%, до 1,1 тыс. штук; колесных экскаваторов – на 51%, до 207 штук; и погрузчиков с бортовым поворотом – на 11%, до 304 штук.

Одной из главных причин, обуславливающих работу рынка, аналитики называют низкую инвестиционную активность в рядке отраслей, из-за которой компании приостановили замену устаревшего парка техники. Так, среди основных причин падения продаж карьерных самосвалов (самосвалы с жесткой рамой) называется негативная динамика мировых цен на уголь: угледобывающие предприятия являются крупнейшими потребителями этих машин. Рост рынка, по мнению экспертов, также сдерживают увеличение налогового обременения и повышенный в июне 2018 года утилизационный сбор.

Отметим, что возросшие ставки утилизационного сбора и субсидирование лизинга отечественной техники – это меры, призванные укрепить положение российских компаний, выпускающих спецтехнику. Но пока должного эффекта они не возымели. Российские производители импортных брендов в первом полугодии увеличили выпуск продукции более чем на четверть, тогда как отечественные снизили производство на 10%.

Игроки рынка заявляют о насыщении рынка и не ожидают сохранения положительной динамики в ближайшие годы.

При этом стоит добавить, что лизинговые компании, в свою очередь, дают позитивные прогнозы относительно роста рынка лизинга спецтехники в России. По словам операционного директора «ВТБ Лизинг» Сергея Маринича, в ближайшие пять лет его прирост может составлять 10–30% ежегодно. «При помощи лизинга китайские производители смогут увеличить свое присутствие на российском рынке. Сегодня американские Caterpillar и John Deer и японская Komatsu, входящие в топ-3 по объемам продаж спецтехники в мире, активно пользуются лизингом. В частности, эти производители разрабатывают специальные программы и развивают собственные лизинговые предприятия. Однако сегодня мы отмечаем интерес со стороны российских потребителей к китайской продукции. Мы оптимистично смотрим на потребности рынка в спецтехнике», – рассказал Сергей Маринич.

Согласно прогнозам «ВТБ Лизинг», объем продаж спецтехники в лизинг по итогам 2019 года должен достигнуть 14–15 млрд руб., что на 50–60% больше по сравнению с 2018 годом. По данным компании, за 9 месяцев этого года данный показатель уже достиг 11,7 млрд руб.

Новости

ПТЗ инвестирует 15 млрд в новый цех

АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) планирует запустить новый цех для производства собственных комплектующие для своих тракторов и спецтехники.

Читайте также: