Среда, 24 апреля, 2024

Рынок подводит итоги

текст: Андрей Примак, фото: trucks.faw.ru, volvoce.com, hitachicm.com

Компании, работающие на российском рынке спецтехники и коммерческого транспорта, подвели итоги 2019 года. В блиц-опросе руководителю журналу «Автосила. Спецтехника Сибири» эксперты рассказали о достижениях и поделились планами на будущее.

Олег Никитин, директор департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment

Что ждет рынок спецтехники в России в 2020 году?

2019-й год – один из лучших за последние пять лет. Рынок спецтехники не потерял в объемах: относительная стабильность рубля и низкие кредитные ставки позволили выполнять программы обновления парков техники несмотря на возросшие макроэкономические риски. Высокие цены и повышенный спрос на золото и драгметаллы способствовали обновлению и наращиванию добывающих мощностей в этом секторе. Спрос со стороны предприятий черной и цветной металлургии, а также производителей строительных материалов сохраняется на уровне прошлых лет. Кроме того, стабильный интерес к новой технике отмечается со стороны передовых дорожных организаций и компаний лесного сектора.

К сожалению, традиционно отстает отрасль коммунальных и компактных машин. Здесь существенным сдерживающим фактором является чрезмерный размер утилизационного сбора, делающий стоимость машин неподъемной для большинства заказчиков, в особенности из регионов.

Еще одной причиной, замедляющей развитие рынка строительной техники в России, является неполное исполнение федерального бюджета. По данным Счетной палаты, за первые девять месяцев 2019-го было израсходовано лишь 62,9% средств, предусмотренных годовым планом. Это самый низкий показатель с 2010 года. Также очень медленно осваиваются бюджетные средства, выделенные на реализацию национальных проектов, нацеленных на развитие инфраструктуры и внедрение решений по защите окружающей среды. Если ситуация изменится в лучшую сторону, рынок строительной техники ожидает период нового роста.

В 2020 году большое значение будут иметь цены на экспортируемое Россией сырье: углеводороды, металлы, лес, уголь. Учитывая сохраняющиеся риски в политической и экономической сферах в США, Евросоюзе и Китае, для РФ возможны различные сценарии. Ситуация в реальном секторе экономики обязательно коснется финансовых рынков, однако при благоприятном стечении обстоятельств в России сохранится относительно дешевое и доступное финансирование. Тем не менее в отрасли сейчас преобладают настроения, связанные с ожиданием снижения спроса.

Андрей Витальевич Попов, главный специалист ООО «ФАВ-Восточная Европа»

Что ждет российский рынок коммерческого транспорта в 2020 году?

В 2020-м мы не ожидаем каких-либо существенных изменений на российском рынке коммерческого транспорта. По нашим прогнозам, продолжится незначительное падение продаж, которое по итогам года составит приблизительно 3%. Это связано с возможным изменением ставок утилизационного сбора (окончательное решение по данному вопросу до сих пор не принято), а также со снижением деловой активности малого и среднего бизнеса и дальнейшим увеличением цен на топливо.

Однако, несмотря на такой не слишком оптимистичный прогноз, мы видим в текущей ситуации несколько преимуществ. Во-первых, парк самосвальной техники в России является достаточно возрастным (это основной рынок сбыта нашей продукции), поэтому компании будут стараться его обновить. Данная тенденция наметилась уже в этом году: по итогам трех кварталов рынок самосвалов вырос на 12% по отношению к аналогичному периоду 2018-го. Во-вторых, мы ожидаем, что в текущих экономических условиях покупатели будут в большей степени ориентироваться на бюджетный сегмент техники.

Роман Искаков, менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia

Что ждет рынок строительной техники в России в 2020 году?

Рынок строительной техники в России третий год подряд восстанавливается после более чем двукратного падения в 2016 году. В 2017-м спрос начал повышаться, индустрия продемонстрировала прирост свыше 50% относительно того же периода предыдущего года. Далее динамика продаж спецтехники начала падать: менее 40% роста зафиксировано в 2018-м, 2019 год так же не стал исключением, показав еще более скромный результат.  Несмотря на восстановление спроса, его уровень примерно на 20% ниже докризисного.

В этом году в условиях сложившейся политической и экономической ситуации, а также в связи с глобальными тенденциями рынок стройтехники достиг своего пика. В текущих реалиях мы ожидаем, что он останется на нынешнем уровне и в 2020 году, а возможный прирост будет не более 5%. При этом на фоне общей насыщенности рынка и простоя большого количества техники не отрицаем возможность небольшого падения спроса.

Снижение объема продаж на протяжении большей части 2019 года наблюдается и в автомобильной отрасли. Вопреки всем усилиям дилеров и производителей, им не удалось сохранить положительную динамику продаж предыдущих двух лет. Вероятно, подобный сценарий может повториться в отрасли строительной техники уже в следующем году.

Сейчас сложно предположить, что в ближайшее время может посодействовать улучшению ситуации. Поддержать спрос на технику в строительной индустрии могли бы новые национальные проекты. А вот ужесточение мер государственного регулирования, в частности, возможное резкое увеличение ставки утилизационного сбора, негативно скажется на состоянии рынка строительной техники в России.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: