Комплексный подход, а не «лоскутное одеяло»

текст: пресс-служба Ассоциации зимнего содержания дорог, фото: www.shutterstock.com

0
91

В 2019 году на дорогах России произошло более 152 тысяч ДТП, в которых погибло 15 600 человек. Это данные официальной статистики ГИБДД. В среднем 40 человек ежедневно. Из них каждый четвертый из-за того, что дороги не отвечали требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения: в асфальте была яма, плохо видна разметка, отсутствовало барьерное ограждение, был лед и снег на проезжей части.

Россия в ближайшие 5 лет продолжит жить под девизом «безопасных и качественных дорог» – грандиозного проекта страны, призванного сократить смертность в авариях. Проекта, безусловно, нужного и долгожданного. Но большие задачи требуют больших перемен и, в первую очередь, изменений в подходе к решению проблемы. Можно закатать в асфальт миллиарды рублей, но при этом не достичь главного результата.

Долговечные, качественные и безопасные дороги не появятся, когда одни подрядчики отвечают за строительство, другие – за ремонт, третьи – за зимнее содержание, четвертые – за летнее, пятые – за газоны и так далее… В таком «лоскутном одеяле» размывается ответственность, отсутствует мотивация для долгосрочных вложений и внедрения технологий, которые стоят дороже, но могут окупиться через несколько лет.

Во-первых, переход на долгосрочные контракты и контракты жизненного цикла могут данную ситуацию исправить. Это позволит организациям планировать свою деятельность и принимать решения исходя из долгосрочных перспектив, а не «нам бы зиму продержаться да лето простоять».

Во-вторых, компании, от профессионализма которых зависят жизни тысяч людей, обязаны обладать достаточным набором техники и персоналом с должной квалификацией. То есть критерием выбора подрядчика по строительству, ремонту или содержанию дорог должна быть не наименьшая стоимость, предложенная участником аукциона, как сейчас, а соответствие четким критериям качества. За рубежом крупные дорожные объекты обслуживают большие компании, имеющие колоссальный опыт и автопарк. Почему у нас уборку города или строительство дороги может выиграть ООО «Ромашка» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей и одним сотрудником?

В-третьих, укрупнение контрактов, когда один подрядчик отвечает и за лето, и за зиму, и за газон, и за мусор на дороге – обосновано. Это позволяет думать наперед, как то или иное решение отразится дальше на его же работе. Свалил снег с солью и песком на газоны – сам себе увеличил расходы летом на озеленение. Положил асфальт в лужу – уменьшил свою же прибыль, так как весной тебе же его и перестилать.

Справедливости ради, надо сказать, что в России начинают внедрять подход долгосрочных контрактов, укрупнения объектов содержания и ужесточать требования к подрядчикам, устраивая не аукционы, а конкурсы. Но не везде такие инновации находят одобрение. Желающих урвать небольшой контракт, ничего не сделать и раствориться, еще достаточно много. Они спекулируют доводами про «свободу конкуренции» и «ущемления прав предпринимательства», стараясь блокировать такие инициативы. Хотя это последнее, о чем думает каждый из нас, ковыляя по скользкому тротуару и стараясь не свернуть себе шею.

В-четвертых, необходимо разработать объективные критерии оценки качества работы и определить желаемый результат. Если говорить о зимнем содержании, то в настоящий момент оценивается скорее процесс. Подрядчику оплачивают количество обработок противогололедными материалами, количество прометаний снега, а не достижение результата. А ведь главный результат зимой – это снижение уровня аварийности и травматизма пешеходов, причиной которых стали снег и лед. В ряде стран в контрактах у подрядчиков, как результат их работы, прописано требование – минимальный коэффициент сцепления колес с дорогой, который должен быть достигнут после уборки. И его измеряют как подрядчик, так и заказчик. В России качество определяют процессом – была ли дорога обработана противогололедными материалами или нет. Но обработанная песком дорога может быть еще более скользкой.

В-пятых, реально оценить стоимость работ, которые требуются для достижения результата. Платить три копейки, а требовать на три рубля. Такой принцип, к сожалению, встречается достаточно часто. Порой в городах «забывают» заложить оплату на вывоз снега, но при этом требуют данную услугу от подрядчика.

Шестое изменение подтянется само, как только у подрядчика будут объективные критерии оценки качества уборки, комплексная зона ответственности и долгосрочный контракт. Это – выбор материалов, техники и технологии на основании долгосрочной экономической отдачи. Простой пример: эффективность и экономическая целесообразность подрядов по уборке дорог зимой появляется только при четком понимании, в каком конкретно состоянии проезжая часть сейчас и в каком состоянии она будет через 2 часа, день или неделю.

Во всем мире работа подрядчиков строится именно на этом. В полотно встроены метеодатчики, показывающие температуру поверхности дороги (не воздуха), состояние (лед, снег, сухо), все данные обрабатываются и дается прогноз, чего ждать и что делать, чтобы был результат. Чтобы не сделать лишнего и зря не потратить деньги, но и не допустить опасное состояние. У нас пока дороги с метеодатчиками скорее исключение из правил. У муниципалитетов на них нет средств. А подрядчики, в принципе, в этом не заинтересованы. Хотя внедрение такого подхода позволяет в долгосрочной перспективе экономить средства. Или закупка противогололедных материалов.

В подавляющем большинстве случаев при их выборе учитывается только стоимость. И зачастую отдается предпочтение песку, как самому дешевому материалу. Хотя экономически доказано, что при минимальной стоимости песка, сопутствующие расходы, связанные с его эксплуатацией в разы выше, чем применение реагентов. Кроме того, использование песка требует большего парка техники, более частой обработки, уборка города происходит медленней, скорость потока машин становится ниже, что превращается в пробки, а уровень аварийности при таком содержании растет. Отражается данная технология уборки и на затраты в летнем содержании: больше грязи, хуже ливневки, чаще мыть и пылесосить. Таких примеров наберется масса.

Минусы и плюсы становятся очевидными исключительно при комплексном подходе и едином ответственном лице, который заинтересован во внедрении наиболее перспективных решений, потому что они дают ему максимальную экономическую отдачу для выполнения четких критериев. Такой подрядчик вряд ли уложит асфальт в лужу, сэкономит на битуме, или решит подождать до весны, пока снег сам растает.

Но для этого мы должны собрать все «лоскутки» воедино, поставить четкие и объективные критерии оценки работы, оценить их стоимость и спрашивать за результат.