Лизинг в России сбавляет скорости

текст: Александр Барабанов, фото: depositphotos.com

0
164

Корона-кризис ставит на паузу стабильный рост рынка лизинга в России. Лизинговые компании ждут как ухудшение платежной дисциплины, так и проблемы с ликвидностью. Смягчить удар от падения в пропасть могут меры поддержки лизингополучателей.

Рост показателей и ставка на ИТ

Рынок лизинга в России уверенно рос последние три года, сначала двузначными темпами, в 2018 году – на четверть. В 2019-м суммарный объем нового бизнеса у ведущих игроков в среднем прирастал более чем на 20%. Лизинговый портфель увеличился с еще большей динамикой – 32% до 95,3 млрд рублей, количество новых договоров выросло почти на 19%.

По итогам 2019 года лидерство на лизинговом рынке Урала и в Западной Сибири сохранил за собой федеральный игрок – группа «Балтийский лизинг»: за год она увеличила объем нового бизнеса на 27,5% до свыше чем 8 млрд рублей. В списке региональных лидеров – «Ураллизинг», «Эксперт-лизинг», «Тюменская агропромышленная лизинговая компания».

В структуре нового бизнеса лидирует лизинг легковых и грузовых автомобилей – на него приходится более 60% суммарного объема ведущих лизинговых компаний. Более чем на 30% за год увеличился сегмент легкового автотранспорта, грузового – на 54,8%. Быстрее прочих росли сделки с речными и морскими судами (+61,4%), но объем нового бизнеса по этому сектору в масштабах макрорегиона невелик. Второй динамичный сегмент – сельхозтехника и скот (+55%).

В структуре клиентской базы лизинговых операторов, работающих на территории Урала и Сибири, традиционно преобладает малый и средний бизнес: 87,5% совокупного объема нового бизнеса и 81,8% текущего портфеля. На госучреждения приходится 1,1% и 1,3%, на физических лиц – по 0,1% соответственно.

Основным источником финансирования сделок лизинговых операторов остаются банковские кредиты – 55,3%, чуть больше одной пятой профинансировано из собственных средств, столько же – из авансовых. На облигации и прочие источники суммарно приходится 2,6%.

Как и другие игроки финансового рынка, лизинговые компании продолжили усиливать ИТ-составляющую при ведении своего бизнеса. Так, при построении систем оценки клиентов используются взаимосвязанные базы данных по юридическим лицам, отражающие историю, бухотчетность, судебные процессы – эти и другие данные задействуются в скоринговых алгоритмах оценки лизингополучателя. Особо актуально использование этого инструмента и больших данных при оценке розничного автосегмента – тогда одобрение или отказ в выдаче клиент получает в течение нескольких часов или даже минут.

Фокус на поддержку лизингополучателей

Долгое время основным драйвером лизингового рынка оставались продажи техники, оборудования и транспорта за счет программы федеральных субсидий отечественным производителям. В марте 2020-го Минпромторг разработал новый проект постановления правительства, серьезные коррективы в его реализацию внес кризис.

В новых реалиях, уверены игроки и эксперты рынка, основной комплекс мер должен касаться поддержки лизингополучателей. Один из важнейших инструментов – комплексные адресные субсидии на компенсацию затрат по исполнению обязательств по договорам лизинга. При этом лизинговые каникулы на период карантинных ограничений по аналогии с, например, ипотечными каникулами на банковском рынке не рассматриваются как эффективная мера поддержки. В отличие от банков, лизинговые компании связаны кредитными и налоговыми обязательствами, а значит, параллельно с предоставлением клиентам каникул, нужно вводить кредитные и налоговые каникулы уже для самих лизинговых компаний. В этой ситуации прямые субсидии лизингополучателям целесообразней и эффективней.

В качестве мер поддержки непосредственно лизинговых компаний рассматривается смягчение требований к кредитным организациям по формированию резервов на возможные потери по ссудам при реструктуризации кредитов лизингодателям. Другая мера – смягчение нагрузки на собственный капитал банков, который формируется такими кредитами. Все это в конечном итоге позволит банкам пойти на реструктуризацию лизинговых платежей.

Большой блок предложений по поддержке участников лизингового рынка связан с исполнением налоговых обязательств лизинговыми компаниями. В частности, лизинговое сообщество предлагает рассмотреть меры по ускорению возмещения НДС, отсрочке по уплате НДС, аннулированию или отсрочке по уплате авансовых платежей по транспортному налогу и налогу на имущество.

Платежная дисциплина: проблемы и решения

Прогнозы развития отрасли, как и многих других секторов, зависят от длительности карантинных мер. Однако уже сейчас очевидно, что лизинговый рынок столкнется со значительным спадом. В условиях падения в пропасть авиаперевозок – а именно на авиатранспорт приходится самый большой объем сделок – лизинговые компании столкнутся с необходимостью реструктуризации платежей по этим договорам.

Проблемы с обслуживанием платежей в связи с сокращением объема перевозок ожидаются и в другом крупном сегменте – железнодорожном транспорте. В зоне риска как крупнейшие игроки, так и средние и малые лизинговые компании, лизингополучатели которых также столкнутся с трудностью реструктуризации платежей.

В долгосрочной перспективе эксперты ожидают существенного ухудшения качества лизинговых портфелей за счет роста доли вынужденных реструктуризаций. При этом предпосылки для сокращения спроса на лизинговые продукты есть уже сегодня. Очевидно, что 2020-й для лизингового рынка в целом и каждого из его участников в частности станет годом вынужденного снижения «скоростей», качественных и количественных параметров бизнеса. Ухудшение платежной дисциплины, необходимость реструктуризации, переноса процентных платежей, платежей по основному долгу – и все это на фоне снижающегося входящего потока платежей по новому бизнесу. Одним из вероятных последствий сложившейся ситуации станут разрывы ликвидности, а значит, необходимость обратиться к кредиторам с запросом о реструктуризации платежей.

Государственные компании, на которые приходится основной объем авиализинга и клиентов из списка постаравшихся отраслей, могут рассчитывать на государственную поддержку. В лучшем положении оказываются участники банковских групп: они могут быть обеспечены дополнительной ликвидностью материнских структур. Наибольшие же потери понесет частный сектор. В чуть более выгодной позиции – крупные частные игроки с диверсифицированным бизнесом, в частности, в автолизинге, восстановление которых может быть более быстрым, чем в целом по рынку. В зоне особого риска – средние и малые лизинговые компания без заметного запаса ликвидности, а значит, и возможности исполнять свои кредитные обязательства. Эксперты оценивают вероятное сокращение совокупного лизингового портфеля по отрасли на 10–15% к уровню кризисного 2015 года.

В текущей ситуации лизинговые компании пытаются найти плюсы, рассматривая ее как возможность пересмотреть систему рисков, оценить подходы и эффективность многих процессов. Главная задача игроков лизингового рынка сегодня – максимально снизить риски, поддержать ликвидность и надежность компании. Среди возможных инструментов – разработка эффективных альтернативных вариантов повышения маржинальности лизинговых сделок за счет применения специальных инструментов при составлении графиков платежей (грейс-период, сезонность и т.п.), а также развитие корпоративных программ с дистрибьюторами, поставщиками, страховыми компаниями.