Пятница, 29 марта, 2024

Что ждет рынок аккумуляторов в России

текст и фото: megaresearch.ru

В кризисные времена потребители обычно стараются сокращать свои расходы и в основном покупают предметы только первой необходимости. Для тех, кто часто ездит на автомобиле, таким предметом периодически становится аккумулятор. Его нужно менять независимо от экономической ситуации, в среднем один раз в 3–5 лет. Поэтому спрос со стороны вторичного рынка в 2020  году будет поддерживать потребление аккумуляторов на относительно высоком уровне.

После окончания пандемии коронавируса драйвером дальнейшего роста этого рынка могут стать продажи мотоциклов, скутеров, квадроциклов и другой аналогичной техники, которые динамично росли до самого начала активной фазы кризиса. Эксперты отмечают, что в новых экономических условиях отечественные производители могут увеличить свою долю на рынке, особенно в сегменте поставок на автосборочные предприятия, локализовавшие в России производство популярных бюджетных иномарок. Но для этого им нужно вложить средства в модернизацию своих предприятий и достичь уровня качества и надежности, сопоставимого с импортной техникой.

По расчетам аналитиков, на вторичном рынке потребляется 85% аккумуляторов для автомобилей, автобусов и мототехники и лишь 15% от их общего количества приходит непосредственно на конвейеры автосборочных предприятий. В периоды кризисов спрос на новые транспортные средства падает, поэтому и аккумуляторов для них требуется меньше.

Но уже находящиеся в эксплуатации автомобили требуют регулярного обслуживания при любом состоянии экономики в стране, поэтому вторичный рынок автозапчастей гораздо более устойчив к кризисным ситуациям. Статистика показывает, что средний срок замены аккумулятора в автомобиле составляет 3–5 лет, значит, с учетом роста российского автопарка в последние годы можно с большой долей вероятности прогнозировать положительную динамику рынка АКБ именно за счет роста потребления на вторичном рынке.

Основной спрос будет приходиться на аккумуляторы для легковых автомобилей, которые составляют большую часть парка автотранспорта в России. Потребление в сегменте промышленной сборки уменьшится, но в силу своей относительно небольшой доли заметного влияния на общее состояние рынка не окажет.

На устойчивость рынка в периоды кризисов заметное влияние оказывает уровень его импортозависимости. В экономических условиях 2020 года к традиционным факторам этого влияния (снижение объема внешнеторговых операций, рост курсов иностранных валют и т. д.) во многих случаях добавляются ограничения, вводимые в странах-экспортерах в связи с распространением коронавируса. Во многих европейских странах крупнейшие промышленные предприятия закрываются на карантин, поэтому поставки многих видов продукции резко снижаются или прекращаются совсем.

На рынке авто- и мотоаккумуляторов доля импортной продукции составляет 48%. С одной стороны, это довольно много, и с учетом произошедшего снижения курса рубля значительная часть аккумуляторов заметно подорожала. С другой стороны, основной импорт идет из регионов, где эпидемиологическая ситуация не самая напряженная:

  • 21% АКБ поставляется из Кореи;
  • более 16% – из Чехии;
  • около 15% импортных батарей поступает из Казахстана, причем в натуральном выражении доля этой страны выше, чем Чехии.

Интересно, что доля китайских аккумуляторов на рынке не превышает 3%. Возможно, это связано с тем, что довольно большой процент импортных АКБ поставляется для легковых автомобилей и мототехники премиум-класса, а также на заводы автопроизводителей.

Подорожание импортных аккумуляторов дает возможность российским предприятиям предложить в эти сегменты свою продукцию. Но она станет востребованной только в том случае, если будет соответствовать зарубежной по надежности и качеству, поскольку для указанных потребителей именно эти факторы являются определяющими. Основным направлением для импортозамещения могут стать поставки аккумуляторов для автосборочных производств наиболее популярных легковых автомобилей марок Hyundai, Kia, Renault, Nissan, Toyota, VW и Skoda.

Поскольку основная часть аккумуляторов реализуется на вторичном рынке, сколько-нибудь серьезного влияния пандемия коронавируса на объем их потребления не окажет. В самой ближайшей перспективе возможно определенное снижение спроса из-за того, что передвижения в период объявленных нерабочих дней ограничены и большая часть автомобилей регулярно не эксплуатируется. Однако длительные простои техники отрицательно сказываются на ресурсе аккумуляторов, поэтому после выхода из карантина может проявиться отложенный спрос, который приведет к значительному всплеску продаж.

Снижение спроса на автомобильную технику в 2020 году уменьшит потребность в аккумуляторах со стороны первичного рынка, однако оно не будет критичным в силу отмеченного выше небольшого вклада этого сегмента в общий объем потребления.

Дальнейшая динамика рынка автомобильных аккумуляторов зависит от экономической ситуации, которая будет складываться в России по мере выхода из ограничений, связанных с распространением коронавируса, а также продолжительности действия этих ограничений:

Пессимистичный сценарий предполагает затягивание периода самоизоляции как в России, так и за рубежом до осени текущего года. Снижение объема рынка будет вызвано уменьшением импортных поставок и падением доходов населения, из-за которого потребители по возможности будут откладывать расходы, связанные с обслуживание автомобилей, на более благоприятный период. Однако необходимость замены аккумуляторов по мере исчерпания их ресурса будет стимулировать спрос при любых обстоятельствах, поэтому его падение не будет катастрофическим. Аналитики оценивают возможное сокращение потребления АКБ для авто- и мототехники не более чем в 15% в самом худшем варианте. Начиная с 2021 года рынок начнет восстанавливаться, а к 2023 году его объем достигнет текущих значений.

Оптимистичный сценарий будет реализован при условии прекращения распространения коронавирусной инфекции в течение 1–2 месяцев и начала поэтапной отмены ограничений в середине-конце мая. В этом случае рынок ждет небольшое снижение (на уровне 2–3%) и переход к активному росту уже к концу 2020 года.

Базовый сценарий рассчитан на полный выход из пандемии в течение трех месяцев, снятие карантина в России и Европе к началу лета и постепенную стабилизацию экономической ситуации и валютного курса в среднесрочной перспективе.

Одним из главных драйверов дальнейшего развития рынка аккумуляторов должно стать увеличение спроса на мототехнику в обозримой перспективе. Рост продаж в этом сегменте наблюдается уже несколько лет. Так, объем реализации новых мотоциклов в первом квартале 2020 года составил 1961 шт., что в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Если ограничения по передвижению в регионах России летом будут сняты, накопившийся отложенный спрос вызовет дальнейшее увеличение продаж в мотосезон. Соответственно, будет расти и потенциальная емкость рынка АКБ, поскольку вновь приобретенная техника потребует замены аккумуляторов через 3–5 лет.

Новости

ПТЗ инвестирует 15 млрд в новый цех

АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) планирует запустить новый цех для производства собственных комплектующие для своих тракторов и спецтехники.

Читайте также: