Вторник, 19 марта, 2024

Рынок нерудных стройматериалов 2020

текст и фото: megaresearch.ru

Многие компании – поставщики нерудных стройматериалов – задействованы в реализации первостепенных государственных проектов, поэтому устойчивость этого рынка к кризисам можно оценить как довольно высокую. Тем не менее в 2008–2009 годах он потерял 35% своего объема, после чего восстанавливался в течение трех лет. В новых экономических условиях, вызванных пандемией вируса COVID-19, потребление нерудных строительных материалов будет зависеть от объемов работ в рамках ключевых национальных проектов жилищного и дорожного строительства. Если темпы реализации этих проектов останутся на запланированном уровне, после небольшого снижения рынок перейдет к росту уже в 2021 году. Если же эпидемиологическая обстановка будет ухудшаться, падение отрасли может составить 20%.

Общий обзор рынка нерудных строительных материалов в России

Потребление нерудных стройматериалов в большей степени определяется динамикой реализации крупных государственных проектов. Доля индивидуального и коммерческого строительства стабильна, но невысока – в среднем она составляет 3% и 7% соответственно. Основными драйверами спроса в настоящее время являются национальные проекты «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные дороги», которые рассчитаны на период с 2019 по 2024 г. Например, по данным Минстроя России, в 2019 г. на финансирование проекта «Безопасные и качественные дороги» было выделено 111 млрд руб., более 90% от запланированного объема работ было завершено в срок.

После значительного падения (на 35%) в период кризиса 2008–2009 гг. рынок нерудных строительных материалов в России перешел к росту. Пик этого роста пришелся на 2015–2016 гг., когда началось строительство спортивных объектов для проведения Чемпионата мира по футболу – 2018, а объем ввода в эксплуатацию жилых домов увеличился на 1,3%. После ощутимой коррекции в 2017 году рынок вновь начал расти.

Следует также отметить, что российский рынок нерудных строительных материалов является самодостаточным, доля внешнеторговых операций на нем незначительна. Так, импорт занимает 2% от общего объема рынка, а экспорт – 1%. Основные направления экспорта – страны СНГ и Таможенного союза.

Факторы, влияющие на развитие рынка

Среди главных факторов, определяющих текущее состояние и тенденции развития рынка нерудных материалов, аналитики отмечают следующие:

  • государственная поддержка. Отрасль получает субсидии на частичное возмещение НИОКР, компенсацию процентных ставок по кредитам, льготные займы. Значительное влияние оказывает также реализация федеральных целевых программ. Так, помимо уже упоминавшихся выше, на 2020 год запланированы новые и продолжаются работы по начатым ранее проектам государственного значения: космодром Восточный, судоверфь «Звезда», Амурский ГПЗ и другие. По данным на конец июня 2020 г. все указанные объекты финансируются в полном объеме. Однако высокая зависимость от госпрограмм имеет и негативный аспект: при замедлении темпов или приостановке их выполнения потребление нерудных строительных материалов резко снизится;
  • низкий уровень производственных мощностей. По оценке Минпромторга России, средняя загруженность производителей составляет 51%. При этом основной потенциал ее увеличения сосредоточен на внутреннем рынке, возможностей для наращивания экспорта в настоящее время нет;
  • лицензирование импорта. Правительство России регулярно вводит ограничения на ввоз нерудных материалов в периоды высокого спроса. Таким образом решается задача контроля качества и оказывается поддержка российским производителям;
  • зависимость от экономических кризисов. В 2009 году падение рынка было более сильным, чем в 2014–2015 гг. По оценкам экспертов, экономическая ситуация 2020 года имеет сходные черты с мировым финансовым кризисом 2008–2009 гг., поэтому в текущих условиях отрасль может показать значительное снижение.

Влияние пандемии коронавируса и экономического кризиса 2020 года на рынок нерудных строительных материалов

Введение режима самоизоляции и длительного периода нерабочих дней привело к сокращению объемов строительных работ в целом по России на 0,7%. В отдельных регионах снижение составляет от 0,5 до 13%. По прогнозам Минэкономразвития РФ, ВВП страны в 2020 году может уменьшиться на 6%. Таким образом, объективные показатели российской экономики подтверждают вероятность снижения объемов потребления нерудных стройматериалов в этом году.

Вместе с тем по состоянию на 30 июня какая-либо информация о пересмотре финансирования ключевых спросообразующих для отрасли проектов отсутствует. Согласно официальным данным по проекту «Безопасные и качественные дороги», все работы идут по графику, а некоторые из них даже завершены с опережением сроков.

Прогноз развития рынка на 2020–2022 гг.

С учетом факторов и тенденций, сложившихся на рынке к середине 2020 года, а также сохраняющегося высокого уровня неопределенности в экономике в целом и в отрасли нерудных строительных материалов в частности аналитики предлагают 3 сценария дальнейшего развития событий:

  • Оптимистичный. Если до конца лета все оставшиеся ограничения, связанные с распространением вируса COVID-19, будут сняты, а второй волны пандемии не будет, в 2020 году рынок сократится на 2%, а затем перейдет к росту. К 2022 году потребление нерудных строительных материалов увеличится на 8%.
  • Пессимистичный. При затягивании экономического кризиса и возникновении осенью второй волны распространения коронавируса снижение рынка будет более затяжным и продлится 2 года. К концу 2021 года объем рынка снизится на 20%, в 2022 году начнется небольшой рост, но к концу прогнозного периода падение составит 11% относительно докризисных показателей.
  • Базовый. При сохранении текущих условий функционирования экономики динамика рынка будет повторять пессимистичный сценарий с несколько более низкими темпами падения. В 2022 году ожидается снижение объемов потребления на 4–5% относительно уровня 2019 года.
Предыдущая статья
Следующая статья

Новости

Беспилотные грузовики смогут ездить по трассе М-11 «Нева» бесплатно

В ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» уверены, что бесплатный проезд беспилотников из Москвы до Санкт-Петербурга до конца 2024 года позволит увеличить объемы грузов и будет способствовать расширению списка участников эксперимента.

Читайте также: