Спад деловой активности и объемов автоперевозок тянет рынок коммерческих автомобилей вниз. Производители надеются на оживление спроса в таких нишах, как автомобили для медицины и перевозок в сфере электронной коммерции, а российские производители — еще и на поддержку государства.
Экономический спад и неопределенность, вызванные пандемией, давят на развитие российского рынка коммерческих автомобилей. К финишной линии 2020 года он подъехал с заметным минусом: по итогам десяти месяцев продажи в сегменте грузовиков упали на 7,4%, показатели реализации легких коммерческих машин (LCV) съехали вниз на 7,9%. Продажи коммерческих автомобилей падают второй год подряд: по данным аналитического агентства «Автостат», в 2019 году продажи новых грузовиков в РФ составили 80,7 тыс. единиц, на 2% меньше, чем в 2018 году (см. график 1); российский рынок LCV в 2019-м стагнировал на уровне 112,1 тыс. единиц, повторив результат позапрошлого года (см. график 2).
В начале 2020 года рынок вроде бы оживился: в январе и феврале продажи грузовиков в России поднялись на 18 и 0,8% соответственно (до 6 100 и 5 800 штук). Рынок LCV, в свою очередь, тоже показал позитивный старт в январе (плюс 7%), однако весной пандемия жестко ударила по продажам: в апреле реализация грузовых машин рухнула на 32%, LCV – на 44%. Осенью рынок попытался отыграть позиции (в сентябре продажи грузовиков прибавили 14%, LCV – 12%), однако по итогам октября рынок грузовиков и легких коммерческих автомобилей упал на 9,2 и 1,1% соответственно. Продажи коммерческих автомобилей в России закончили год с падением на 8–10%: рынок грузовиков опустился до 72 тыс., LCV – до 110 тыс. автомобилей.
В отличие от рынка легковых автомобилей, где, несмотря на сложные экономические условия, в последние месяцы наблюдалось оживление спроса, коммерческие машины – это инструмент ведения бизнеса, здесь покупают с оглядкой на перспективы делового развития, которое сегодня осложняется замедлением экономики, распространением коронавируса и прочими негативными факторами.
Как следует из данных Росстата, по сравнению с 2011 годом (когда экономика начала более или менее приходить в себя после кризиса 2008-го) объемы коммерческих автомобильных перевозок в России выросли всего на 1,27%. Основной провал пришелся на 2015–2016 годы (см. график 3), однако потом наметился рост: с 2015 по 2019 год грузооборот увеличился на 7%, до 5,7 млрд тонн, прежде всего за счет развития таких отраслей, как розничная торговля, сельское хозяйство, интернет-торговля.
Однако в 2020 году на автомобильных перевозчиков оказывали давление негативные экономические факторы. Компании жаловались не только на снижение экономики из-за пандемии, но и на повышение ставок НДС, рост цен на топливо, тарифов в системе «Платон», ослабление рубля и в результате не спешат инвестировать в обновление автопарка.
«Одним из ключевых факторов, влияющих на нашу жизнь в отрасли, является, безусловно, снижение ВВП на пять процентов в этом году. При таких темпах снижения экономики говорить о том, чтобы развиваться, не приходится, скорее уместно использовать иной глагол: «держаться», – комментирует Игорь Илькаев, учредитель транспортной компании «Дентро».
Российские автомобили сейчас привлекают своей более доступной ценой, что актуально для заказчиков в сложных экономических условиях. «Продукция таких отечественных производителей, как КамАЗ, «Урал», не всегда самая современная, однако ремонтопригодная, имеет низкую эксплуатационную стоимость и востребована на вторичном рынке при перепродаже», – комментирует Александр Багрецов, руководитель проектов консалтинговой компании SRG. – Традиционные иномарки, увы, стали слишком дороги для потребителя. Крупным компаниям удобно стандартизированное решение, они стараются не допускать «разномарочности», для них важна сервисная база и доступная цена километра пробега».
«ГАЗ и Ford – отечественные производители в сфере LCV, проверенные Минпромторгом РФ и допущенные для участия в тендерах по госзаказу, – отмечает Александр Багрецов. – Большинство автомобилей спецведомств возможно произвести только на базе Ford или ГАЗ из-за их локализованности. Аналогично и Lada: автомобили на базе Largus заказывают медслужбы, а частные предприниматели и перевозчики обновляют парк этих «каблучков» из-за ожидаемого роста цен».
Одновременно пандемия повысила спрос на автомобили, которые используются медицинскими службами; заметна также активизация государственных закупок, в том числе в медицинской отрасли.
«Ввиду пандемии для LCV самый востребованный сегмент – это автомобили скорой медицинской помощи, автомобили медслужбы (для доставки препаратов и медиков), фельдшерско-акушерские пункты, то есть мобильные медицинские кабинеты, например флюорографии. Кроме того, о масштабном перевооружении заявило сейчас МВД – там требуется много спецавтомобилей на базе LCV», – отмечает Александр Багрецов.