В 2021 году рынок дорожно-строительной техники и спецтехники уже по итогам девяти месяцев впервые за последние годы приблизился к объемам рекордного 2012 года. Как сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), за этот период продано 15,4 тыс. единиц техники. В АЕБ ожидают, что по итогам года рынок установит новый рекорд, хотя поставки ограничивает глобальный дефицит комплектующих.
Российский рынок ДСТ и спецтехники в третьем квартале вырос на 40,1%, до 5,7 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (охватывает около 80% сегмента). По итогам девяти месяцев рынок растет на 46%, до 15,4 тыс. штук. Это примерно соответствует динамике продаж отечественной ДСТ, которые за три квартала увеличились на 30%, до 37 млрд руб.
«По итогам девяти месяцев, без учета дорожных машин (735 штук), рынок приблизился к значениям пикового 2012 года, когда продажи составляли 15,7 тыс. машин. К концу 2021 года он, вероятнее всего, превысит исторический максимум»,– сказал “Ъ” глава профильного комитета ассоциации, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов.
Наиболее активно в третьем квартале росли продажи самосвалов с жесткой рамой – на 284,6% (реализовано 100 штук), сочлененных самосвалов – на 107% (89 штук).
Сегмент гусеничных экскаваторов вырос медленнее – на 53,4%, до 1,8 тыс. штук, гусеничных тракторов – на 52,2%, до 458 машин, экскаваторов-погрузчиков – на 46,4%, до 1,3 тыс. штук.
По итогам девяти месяцев, без учета дорожных машин (735 штук), рынок приблизился к значениям пикового 2012 года, когда продажи составляли 15,7 тыс. машин.
Продажи колесных экскаваторов выросли на 37,8% (215 машин), самоходных грейдеров – на 31,9% (252 штуки), колесных погрузчиков – на 19% (834 штуки), погрузчиков с бортовым поворотом – на 18% (399 штук). При этом, как и в предыдущие месяцы, отрицательную динамику показывает сегмент дорожных машин. Так, продажи пневмоколесных катков в третьем квартале упали на 46,2%, до 7 штук, гусеничных асфальтоукладчиков – на 31,8%, до 45 штук.
Реализация двухвальцевых вибрационных катков упала на 20,3%, до 59 машин, но в то же время сегмент таких одновальцевых машин остался в плюсе (рост на 43,3%, до 139 штук).
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что динамика по растущим сегментам обусловлена в целом благоприятной конъюнктурой в добыче полезных ископаемых и строительстве, тогда как падение в основном фиксируется по более нишевой продукции.
Андрей Комов отмечает, что сейчас российский рынок спецтехники «находится в ряду самых динамичных». Однако темпы роста ограничены возможностями производителей.
Они все еще «испытывают серьезные перебои с комплектующими, логистикой и вспышками COVID-19 на предприятиях».
Темпы роста рынка в июле–сентябре уже немного замедлились по сравнению со вторым кварталом, когда реализация росла на 74,4% – тогда на них оказывала влияние крайне низкая база 2020 года. Но в штуках это сопоставимые результаты: в апреле–июне было продано 5,6 тыс. машин.