Отгрузки на внутренний рынок – на 29%, до 55,3 млрд руб., что стало рекордным показателем, сообщили “Ъ” в «Росспецмаше» (объединяет данные 80% отечественных производителей ДСТ).
Наиболее полные данные о российском рынке спецтехники собирает Ассоциация европейского бизнеса, которая еще не представляла итоги 2021 года. Однако там также ожидали рекорда, поскольку уже по итогам девяти месяцев рынок ДСТ и спецтехники впервые за последние годы приблизился к объемам рекордного 2012 года: было продано 15,4 тыс. единиц техники.
В количественном выражении больше всего выросли продажи кранов-трубоукладчиков (в 3,8 раза), мини-погрузчиков (на 57%), автогрейдеров (на 22%), гусеничных бульдозеров (на 16,6%), автокранов (на 13%), фронтальных погрузчиков (на 10%). Отдельно в «Росспецмаше» подчеркивают, что отгрузки телескопических погрузчиков, производство которых было запущено в 2021 году, составили 96 штук.
В отличие от других машиностроительных отраслей, на рынке спецтехники активный рост производства и продаж не обусловлен низкой базой: годом ранее российские заводы увеличили производство ДСТ на 6%, продажи на внутреннем рынке – на 11% (см. “Ъ” от 25 января 2021 года).
Но отложенный спрос 2020 года подогревал продажи в 2021 году, отмечают в ассоциации, также помогла господдержка. Российский рынок дорожно-строительной техники характеризуется наличием большого количества бывших в эксплуатации устаревших машин и требует обновления. По некоторым данным, износ существующего парка машин составляет в среднем по России около 30% – это техника со сроком эксплуатации от 10 лет и выше.
«Общий спрос в 2021 году вырос примерно на 50. Динамика продаж техники, задействованной в горнодобывающей отрасли, была выше, чем в строительном секторе. Это связано в первую очередь с беспрецедентно резким ростом цен на уголь», – отмечает Антон Волков, глава группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia.
«Государство продолжает инвестировать в строительство дорог и реализацию инфраструктурных проектов, среди которых БКД, М12, реконструкция портов. Это влияет и на рост индустрии строительного оборудования», – добавляет директор по продажам строительной техники John Deere Михаил Маклаков.
текст: Ольга Никитина, фото: rosspetsmash.ru