Вторник, 19 марта, 2024

Российский рынок грузоперевозок в условиях санкций: пока все сложно

После введения санкций и запрета въезда в Европу российским и белорусским грузовикам, стоимость грузоперевозок резко взлетела. На фоне ограничений автоперевозчики вынуждены балансировать между рос­том себестоимости и падением цен.

Согласно опросу, который провела биржа грузоперевозок ATI, на логистическом рынке практически нет игроков, не пострадавших от закрытия ЕС для перевозки российских грузов – как по Балтийскому морю, так и по суше. Запреты на такие перевозки были в начале апреля введены пятым пакетом санкций Евросоюза, а также отказом крупнейших морских линий возить российские грузы. Лишь 1% респондентов ATI заявили, что ничего не потеряли, поскольку занимались перевозками в Евросоюзе грузов, не попавших под ограничения.

Судя по ответам участников опроса, с наиболее серьезными проблемами столкнулись петербургские перевозчики, которым, помимо закрытия сухопутных границ с ЕС, приносит убытки потеря морских грузов.
22% всех опрошенных отметили, что для них запрет на перевозки в ЕС стал сильным ударом, который поставил компании на грань банкротства. Еще около 20% респондентов настроены чуть более оптимистично. Они отмечают, что понесли серьезные потери, однако надеются их компенсировать. 10% компаний при этом сделают ставку на другие международные направления, а 9% – на внутренние перевозки.

Спрос на импортные перевозки по итогам первого квартала оставался стабильным, но в марте демонстрировал тенденцию к снижению (на 3%). Зато экспорт заметно прибавил – на 33% за квартал и на 45% в марте. Значительно выросло число заявок на перевозки стройматериалов из России в Чехию, Польшу, Словакию, Германию, Италию, Швецию, Австрию. Также более чем вдвое выросли перевозки стройматериалов из России в Белоруссию.

У большинства российских компаний надежда на внутренний рынок пока не оправдывается. Как ранее предсказывали эксперты, после введения запрета на перевозки в Евросоюзе большинство компаний, обслуживавших европейские грузы, хлынуло на российский рынок. Причем, как показывает предыдущий опрос ATI, по крайней мере в СЗФО, это были главным образом перевозчики, обслуживавшие порты Балтийского моря – лишь 7,8% из 500 респондентов назвали основной причиной своих проблем приостановку международных автомобильных перевозок.

Помимо «портовых» автогрузоперевозчиков, высвободились те компании, которые потеряли ключевых заказчиков внутри страны – главным образом, крупные иностранные компании, приостановившие свою деятельность в России. По данным ATI, доля таких перевозчиков составляет около 26% всех участников рынка. В результате резкого увеличения числа игроков рынка внутрироссийских перевозок, при том, что объем транспортной работы не вырос, а скорее даже сократился (из-за ухода иностранных заказчиков), конкуренция на внутрироссийском рынке заметно обострилась.

Это неизбежно привело к снижению расценок на перевозки. Об этом свидетельствуют как объективные данные, так и высказывания участников последнего опроса ATI.

текст: Сергей Петров, фото: depositphotos.com

Новости

Беспилотные грузовики смогут ездить по трассе М-11 «Нева» бесплатно

В ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» уверены, что бесплатный проезд беспилотников из Москвы до Санкт-Петербурга до конца 2024 года позволит увеличить объемы грузов и будет способствовать расширению списка участников эксперимента.

Читайте также: