Логистический кризис начал формироваться во время пандемии коронавируса, когда нарушились цепочки поставок, а тарифы на перевозки стали стремительно расти. После начала специальной военной операции ситуация в транспортном секторе осложнилась.
Среди событий, которые оказали существенное влияние на транспортную отрасль в 2022 году, эксперты консалтингового агентства Strategy Partners выделили следующие:
- приостановка приема заказов на контейнерные перевозки крупнейшими мировыми игроками (MSC, Maersk, CMA CGM и др.);
- ограничение на въезд российских грузовиков в Европу, а европейских – в Россию;
- закрытие воздушного пространства для самолетов из России и зеркальный запрет на полет воздушных судов иностранных государств (преимущественно европейских) в российском воздушном пространстве;
- ограничение поставок новой западной техники в Россию;
- запрет лизинга воздушных судов;
- прекращение прямых поставок в Россию запасных частей, комплектующих и расходных материалов для транспортных средств;
- пандемийные ограничения в Азии (нестабильность погрузок/разгрузок, ограничения на перемещение транспорта, закрытие складов и др.);
- санкции в отношении российской банковской системы.
Трансформация маршрутов грузопотока
Транспортные компании подстраиваются под современные реалии: прокладывают новые маршруты доставки через дружественные страны и комбинируют виды транспорта. Из-за этого сроки и стоимость доставки существенно растут.
В 2022 году грузопоток из ЕС в РФ сократился более чем вдвое, но логистические схемы трансформировались – Казахстан и Турция стали перевалочными пунктами для европейских грузов, идущих в Россию.
Согласно статистике автомобильных грузоперевозок из ЕС в Казахстан за март-май 2022 года, поставки в страну выросли по большинству отраслей. Значительно увеличился импорт в следующих категориях: одежда, обувь, аксессуары (почти в 3,3 раза), химическая промышленность (более чем в 1,5 раза), металлургия (на 41%).
Ввоз импортных товаров на автотранспорте из ЕС в Турцию за март-май 2022 года вырос по большинству отраслей. Значительная динамика роста отмечается в таких категориях, как одежда, обувь, аксессуары (+91%), мебель (+81%). Заметный физический прирост фиксируется в следующих отраслях: химическая промышленность, производство продуктов питания, целлюлозно-бумажная промышленность, производство стройматериалов, производство напитков, соков, воды.
За первую половину 2022 года товарооборот России с Турцией достиг уровня 30 млрд долларов. Для сравнения: за весь 2021 год товарооборот между странами составил 33,5 млрд долларов.
Инфраструктура коридора «Север – Юг» не рассчитана на такой рост товарооборота (недостаточные складская инфраструктура, пропускная способность КПП на границах), рост загрузки отрицательно сказывается на скорости доставки.
Сложившаяся ситуация открывает новые возможности для транспортных и логистических компаний:
- развитие складской инфраструктуры,
- развитие морских перевозок (в т. ч. паромной переправы),
- развитие комплексных логистических услуг.
Одновременно с этим перестроились грузопотоки на отдельных направлениях внутри России. Например, грузооборот направления Санкт-Петербург – Москва существенно сократился.
Индекс грузоперевозок ATI.SU FTL РФ, отражающий изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, падал с начала весны до середины июня (самого низкого по показателям месяца за 2022 год). Затем началось восстановление, и к октябрю-ноябрю индекс достиг уровня осени 2021 года.
На рынке грузоперевозок в 2022 году можно выделить следующие основные тенденции:
- перераспределение грузопотоков,
- рост спроса на комплексные решения (мультимодальность),
- повышение роли посредников,
- возросшая роль операционной эффективности грузоперевозок (сокращение затрат).
В этих условиях логистическим компаниям важно оперативно оценивать влияние внешней среды на их деятельность, адаптироваться к изменениям, в отдельных случаях менять устоявшуюся бизнес-модель.
До февраля 2022 года крупные транспортные и логистические компании приобретали западную технику на выгодных условиях, эксплуатировали ее 2–3 года и продавали по относительно высокой цене. Сегодня такая бизнес-модель уже не работает. Ограничение поставок и рост цен на новую технику ведут к увеличению срока ее эксплуатации и стоимости владения. За счет увеличения срока эксплуатации снижается прибыль от продажи техники, на первый план выходит роль рентабельности операционной деятельности.
Цифровая трансформация отрасли
Спрос на цифровые технологии со стороны транспортных и логистических компаний стремительно растет. Потребность в цифровизации определяют особенности целевой бизнес-модели компаний, текущий уровень развития ИТ, а также внешняя среда. В этом году как никогда актуальны программные продукты, позволяющие оптимизировать отдельные процессы и снизить затраты предприятий. По-прежнему есть спрос на решения по подготовке управленческой отчетности, учитывающей специфику отрасли и компании.
Основные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли в 2022 году:
- автоматизация – обеспечение операционной эффективности;
- интеграция – создание общей среды для взаимодействия компании, клиентов и партнеров;
- работа с данными – оперативный анализ бизнеса; прогнозирование, максимизация прибыли (ценообразование).
По данным исследования Strategy Partners «Готовность к цифровой трансформации отрасли «Транспорт и логистика», проведенного в 2020 году, 80% компаний транспортной отрасли России уже внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий. 55% компаний приступили к реализации собственных стратегий цифровой трансформации. В отрасли созданы и действуют цифровые платформы. При этом главные барьеры цифровизации транспорта – наличие кадров и компетенций, доступность финансовых ресурсов и «зрелость» экосистемы поставщиков цифровых решений.
текст: Павел Яблоков, фото: strategy.ru, shutterstock.com