Четверг, 23 мая, 2024

Российский рынок грузоперевозок: нехватка кадров и низкий уровень цифровизации

На прошедшем в конце марта в Москве экономическом форуме государств-участников СНГ эксперты обсудили вызовы и тренды на рынке грузоперевозок, а также проблемы развития технологий бесшовной логистики и цифровизации.

Участники форума сошлись во мнении, что сегодня одной из основных проблем на российском рынке грузовых перевозок является дефицит квалифицированной рабочей силы, особенно водителей. Этот дефицит необходимо компенсировать не только привлечением рабочих сотрудников, но также внедрением автоматизации процессов. Дорожная инфраструктура также требует развития, включая пункты пропуска, которые не справляются с увеличивающимся объемом транспорта.

Как отметил руководитель департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Венде Франк, за последние 12 лет состояние логистической инфраструктуры, дорог, портов, вокзалов, аэропортов, логистических цепочек и транспортных коридоров в России существенно изменилось в лучшую сторону. Однако в этом направлении еще нужно развиваться. Сейчас стоит вызов огромного дефицита рабочей силы: в логистике грузчиками и водителями в большом числе работали граждане других государств, которые сейчас вернулись в свои страны по причине изменения курса рубля. Этот дефицит нужно закрыть не только рабочей силой, но и автоматизацией, считают эксперты.

По мнению участников мероприятия, для оптимизации грузоперевозок необходимо модернизировать и совершенствовать правила, процедуры и нормативную базу в логистической отрасли. В частности, в области развития дорожной инфраструктуры, включая пункты пропуска, которые сталкиваются с недостатком пропускной способности из-за повышенного объема транспорта. В этой связи предлагается не только расширять и совершенствовать физическую инфраструктуру, но также уделить внимание улучшению правил, процедур и регламентов для ускорения процессов перевозки.

Цифровизация в логистике

Одновременно специалисты отмечают проблему низкого уровня цифровизации в логистической сфере, что снижает эффективность процессов, ведет к финансовым махинациям и негативно влияет на конечную стоимость продукта для потребителя. Так, по оценкам экспертов, только 30% логистического рынка России работает в «цифре».

Министерство транспорта России активно развивает государственные информационные системы, которые не только собирают данные, но и призваны регулировать отрасль. Однако на текущий момент взаимодействие госорганов осуществляется преимущественно с крупными компаниями, обладающими собственными цифровыми системами, в то время как небольшие транспортные и перевозочные организации не готовы и не хотят передавать данные и продолжают использовать бумажные носители или мессенджеры в оперативной деятельности.

Поэтому, если не обращать внимание и не решать вопрос с цифровизацией этих компаний, то государство не сможет получать реальные данные об отрасли и осуществлять контроль над их деятельностью.

В своем выступлении председатель правления Ассоциации «Национальные системы управления» Ирина Зарипова отметила, что по результатам проведенного ассоциацией исследования, лидерами в вопросе цифровизации логистической отрасли являются платформы «Яндекс.Магистрали», «Транспореон», SAP TM, 1С ТМS, ATrucks. Компании-разработчики осуществляют комплексный подход к решению и оптимизации логистических процессов. Между тем «Транспореон», SAP ТМ из-за санкций ушли с рынка, открыв возможность активно развиваться отечественным компаниям.

«Мы стоим на пороге введения обязательной передачи данных в ГИС ЭПД и понимаем, что больше половины рынка не готовы к выполнению данного требования. Более того, как показал наш опрос, 40% представителей грузоперевозок ничего не знают про введение этих мер, а 57% думают, как их обойти. Для улучшения ситуации необходимо создание понятных и простых правил по цифровизации рынка, возможно, с помощью единой цифровой платформы, – сказала эксперт.

Кроме того, Ирина Зарипова предложила рассмотреть возможность введения разрешительной системы по учету грузоперевозчиков, когда перевозчик перед началом деятельности должен будет получить разрешение и зарегистрироваться в соответствующем реестре. Таким образом, государство получит возможность повысить прозрачность отрасли и безопасность перевозок.

Разработка НЦТЛП

Тему цифровизации транспортной отрасли обсуждали также представители органов власти, компании, занимающиеся развитием IT-инфраструктуры в транспортной сфере, а также поставщики специализированных решений и продуктов на форуме DIGITAL & SMART TRANSPORT 2024.

Участники форума обсудили разработку в России национальной цифровой транспортной логистической платформы (НЦТЛП). Цифровая экосистема позволит обеспечить устойчивое развитие транспортно-логистического комплекса через внедрение общих стандартов и сервисов. Создание единой платформы будет осуществляться с 2024 по 2028 годы.

Сегодня крупные игроки логистической сферы поддерживают создание платформы НЦТЛП, однако большинство мелких предпринимателей и частных перевозчиков в сфере грузоперевозок находятся в теневом секторе.

Согласно данным ГК «Транспортная интеграция», НЦТЛП в настоящее время находится в процессе разработки у Министерства транспорта России. Цель системы – объединить цифровые логистические сервисы грузоперевозчиков на одной платформе, которая будет представлять собой удобную «точку доступа» для взаимодействия между государством, перевозчиками и их клиентами. Создание такой системы упростит взаимодействие между различными звеньями логистической цепи, снизит продолжительность процесса оформления документов (благодаря внедрению единого электронного документооборота) и общую стоимость перевозки, а также позволит отправителям грузов более эффективно выбирать оптимальные маршруты доставки.

Поэтому уже сегодня необходимо стимулировать всех участников рынка через различные решения, начиная от принципов «Единого окна», которое, в свою очередь, упростит работу с документооборотом до процессов предоставления сервисов для небольших компаний, например, через выбор оператора ЭДО со сравнением тарифов.

Также необходимо провести работу в час­ти обмена информацией с НЦТЛП и IT-компаниями, которые предоставляют программное обеспечение в части операционного управления логистическими процессами, такими как «Яндекс.Магистрали», 1С TMS и ATrucks. Такое взаимодействие могло бы решить вопрос для промышленных компаний «бесшовной передачи данных» о своих исполнителях, тем самым стимулируя перевозчиков передавать данные в ГИС ЭПД.

Кроме того, агрегаторы заявок на услуги грузоперевозок и биржи должны быть задействованы в части передачи данных в НЦТЛП.

Согласно данным АНСУ, средние и небольшие перевозчики продолжают работать с базовыми программами или даже с электронными таблицами. Поэтому для развития НЦТЛП необходимо провести серьезную деятельность по цифровизации всего бизнеса, а также разработать программы, стимулирующие мелкий бизнес работать легально.

Текст: Сергей Петров, фото: Ассоциация «Национальные системы управления»

Новости

СТТ Expo 2024: самая масштабная отраслевая выставка страны начинает работу через 2 недели

С 28 по 31 мая CTT Expo 2024 представит самую насыщенную экспозицию по количеству техники за все годы проведения выставки.

Читайте также: