Композитные материалы в дорожном строительстве

0
276

Словосочетание «композитные материалы», также как и «инновации» не сходит с газетных и журнальных полос. Что это такое? Каковы перспективы применения этих самых материалов в дорожном строительстве журналу «Автосила. Спецтехника Сибири» рассказал главный технолог ГП КрайДЭО Александр Хохлов.

В доступной формулировке композит, это искусственный материал из двух или более компонентов. Но чаще всего композитом считают материалы на основе смол или полимеров.

К сожалению, композитные материалы имеют ряд недостатков, которые сдерживают их распространение. Прежде всего, это высокая стоимость и низкая ремонтопригодность.

Области применения композитных материалов весьма разнообразны. Это спортивное и медицинское оборудование, машиностроение, авиация, космонавтика, военная техника и т.п. К слову сказать, дорожный асфальтобетон и строительный железобетон это тоже композиты, на сегодняшний день самые распространенные. И в перспективе именно строительство и дорожное строительство останутся наиболее емкими рынками потребления композитов.

Причинами отсутствия спроса на композитные материалы со стороны дорожной отрасли является также отсутствие нормативных документов, определяющих требования к свойствам, методам испытаний и методикам расчета. Нет механизма, позволяющего обойти органы Госэкспертизы и использовать в проектах материалы, в том числе и композитные, на которые еще не разработаны нормативные документы. Эту проблему обозначил наш президент на заседании Госсовета: «Внедрение инновационных решений пока упирается в бюрократические стены, что абсолютно не стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий».

Какие композитные материалы, при соответствующем экономическом обосновании, сегодня могут сегодня найти место в дорожной отрасли края.  Перильные ограждения, лестницы, пролетные строения надземных пешеходных переходов. Для монтажа таких изделий, по отечественному опыту, требуется буквально несколько часов. Весьма привлекательной областью применения будут водопропускные трубы. На стенках труб из композитных материалов, в отличие от железобетонных и гофрированных, не откладывается грязь. Экономия при монтаже таких труб достигает 40%, а строк службы не менее 50 лет в самых суровых условиях эксплуатации. В США первые композитные водопропускные трубы уложили 70 лет назад — и те до сих пор служат!

Сейчас около 20% объема мирового производства композитов, а это свыше 2,5 млн тонн, используется в дорожном строительстве. В России этот показатель пока не впечатляет. Но после принятия на разных уровнях программ внедрения инновационных композиционных материалов в дорожной отрасли, ситуация в ближайшее время должна измениться.

4 декабря прошлого года в рамках «Транспортной недели – 2014» руководитель Росавтодора Роман Старовойт подписал комплексную программу внедрения композитных материалов в дорожную отрасль на 2015-2020 годы. Краевой отраслевой программой развития инновационной деятельности на период 2013-2020 гг. также предусмотрено внедрение композитных материалов. Так, например, запланировано применение эффективного прикромочного дренажа из пластиковой перфорированной трубы диаметром 110 мм в геосинтетической оболочке, что повысит  долговечность дорожных одежд.

В части борьбы с образованием колеи на дорожных покрытиях у наших дорожников имеется положительный опыт повышения прочностных характеристик асфальтобетона путем введения в смесь синтетической фибры. Весьма перспективно использование композитных материалов при устройстве антивандальной ливневой канализации (решетки), водоотводные лотки и т.п. Хорошие результаты показала технология усиления балок пролетных строений углепластиковым полотном. Напомним, что повсеместно и в больших объемах применяемая на краевых дорогах, и уже не считаемая инновационным продуктом геосинтетика различных видов, также является композитным материалом.

Справка о компании: КрайДЭО это: 70 лет содержания дорожной инфраструктуры, 15 филиалов по Красноярскому краю, более 10 385 км автодорог, автопарк в 1 000 единиц дорожно-строительной техники.