Ситуация дорожной отрасли в Красноярском крае

0
130

Те, кто имеет непосредственное отношение к дорожно-строительной отрасли в Красноярском крае, беспокоятся (да что там, бьют тревогу!): «ОАО «Новосибирскавтодор» практически «подмял под себя» все дороги края, не давая возможности нашим местным подрядчикам – Крудор и КрайДЭО – выигрывать тендеры». Так ли это?

Многие полагают, что «ноги растут» из кабинета главы Красноярского края, памятуя о его предыдущем месте работы. Казалось бы, ну что плохого в том, что новое начальство в какой угодно структуре опирается на проверенную команду? Однако понятие «новосибирское лобби» все больше входит в обиход дорожников. Назревает скандал.

«Зеленый коридор» для соседей

В 2015 году «Новосибирскавтодор» выиграл тендер на ремонт нескольких участков федеральной автодороги М-54 Красноярск – Кызыл. На очень крупную сумму, превышающую полмиллиарда рублей. Правда, фактически вся работа проводилась местными силами: техника, рабочие, расходные материалы. То есть выиграли тендер новосибирцы, а всю черную работу выполнили красноярцы. Какова же роль во всем мероприятии «Новосибирскавтодора»? Организовать субподряд местным дорожным предприятиям? Любопытно, во сколько миллионов обошлись «посреднические услуги»?

«Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» заключило договор на капитальный ремонт двух участков федеральных автомагистралей «Енисей» и «Сибирь» опять-таки с компанией «Новосибирскавтодора». Сделка оценивалась почти в миллиард рублей!

Странная ситуация. Во многих тендерах на строительство и ремонт дорог в Красноярском крае сами красноярцы почему-то даже участие не принимают. Неужели уступают в профессионализме и «обмундировании»? Да нет же, техника не хуже, специалисты-дорожники – настоящие профессионалы, что нередко отмечается на конкурсах профессионального дорожного мастерства. У новосибирцев же, напротив, раз за разом находятся нарушения. Взять хотя бы результаты проверки активистов Общероссийского народного фронта (проведя мониторинг ремонта дорог в 47 субъектах России, больше всего нарушений они обнаружили именно в Новосибирской области) или, к примеру, проверок контрольно-счетной палаты этого региона. Но нарушения широкой огласке не предаются. А новосибирцы получают все больше и больше заказов.

Разговоры ходят нехорошие, намеки недвусмысленные. В прессе и кулуарах периодически всплывают фамилии новосибирцев: Дмитрия Пингасова, который и является руководителем «Новосибирскавтодора», Михаила Абызова, видного предпринимателя и управленца, который тоже имеет к вышеобозначенному предприятию далеко не последнее отношение. Дескать, Абызов, являясь советником премьера и так называемым «министром без портфеля», использует свое влияние в том числе и для лоббирования интересов подконтрольного ему предприятия. И правда, «Новосибирскавтодору» словно включен «зеленый коридор». Огрехи дорожников будто никто не замечает. Аппетитные тендеры в своих и соседних регионах выигрываются легко и порой даже без какой-либо конкурентной борьбы…

К чему же все это может привести? Недавно обанкротилась компания «Ачинская ДПМК», которая занималась ремонтом и строительством дорог. Подобная участь чуть ранее постигла и компанию «Илан», построившую немало дорог в крае. Эксперты высказывают опасения, что в ближайшее время могут быть поглощены краевые госпредприятия «Балахтинское ДРСУ» и «Ачинское ДРСУ» (а это, на минуточку, порядка тысячи рабочих). О мелких компаниях и говорить не стоит.

Впрочем, некоторые как государственные, так и частные компании все еще успешно держатся на плаву. Хорошо бы так же успешно работали и дальше, платили налоги в краевую казну и не давали возможности уходить многомиллионным контрактам на сторону.

Обосноваться и закрепиться

На те обвинения, что «Новосибирскавтодор» «легко» и «просто» выигрывает конкурсы в Красноярском крае и «не важно у кого», пресс-служба ОАО «Новосибирскавтодор» приводит следующие факты. В Красноярском крае в 2016 г. было объявлено более 40 тендеров на выполнение дорожно-строительных работ на общую сумму более 6 миллиардов рублей. Красноярский филиал «Новосибирскавтодора» в этом же году выполнял работы всего по 2 госконтрактам на сумму чуть более 800 миллионов рублей, что составляет менее 15% от объемов всех выполняемых в крае дорожно-строительных работ.

И далее. По сведениям пресс-службы ОАО «Новосибирскавтодор», прибыль дорожно-строительного предприятия «КрайДЭО» за 2016 год составила чуть более 20 миллионов рублей (0,7% от выручки). Балахтинское ДРСУ за тот же год смогло добиться чистой прибыли на уровне 13 миллионов рублей (2% от выручки). Ачинское ДРСУ в 2016 году в плане чистой прибыли показало немногим больше 1 миллиона рублей (0,1% от выручки).

Что касается уплаты налогов: в 2016 году в бюджет Красноярского края компания «КрайДЭО» выплатила чуть более 11 миллионов рублей, Балахтинское ДРСУ – чуть более 6 миллионов рублей, Ачинское ДРСУ – всего 124 тысячи рублей.

«Почему данные госкомпании работают настолько неэффективно?» – задают риторический вопрос в пресс-службе.

В целом, на сегодняшний день «Новосибирскавтодор» и не скрывает, что планирует расширять фронт деятельности на территории края, укрепляя свои позиции на дорожно-строительном рынке. Председатель Совета директоров инженерной группы компаний ОАО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов рассказал журналу «Автосила. Спецтехника Сибири» следующее: «Инженерная группа компаний «Новосибирскавтодор» активно реализует проекты в 16 субъектах Российской Федерации. В Красноярском крае мы представлены АО «ЕнисейАвтодор». Это самостоятельное юридическое лицо, организованное на базе кемеровского АО «Мариинскавтодор» и Красноярского филиала «Новосибирскавтодора».

В результате реорганизации Красноярский край стал одним из ключевых регионов присутствия для ОАО «Новосибирскавтодор», и мы намерены укрепить свои позиции здесь. Создание такого крупного дорожно-строительного предприятия, как «ЕнисейАвтодор» позволит расширить зону строительно-монтажных работ на сети автомобильных дорог федерального и территориального значения, на территории Красноярского края, Кемеровской области, Республики Хакасия и восточной части Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Для Красноярского края появление АО «ЕнисейАвтодор» означает дополнительные налоговые поступления в бюджет, создание новых рабочих мест и повышение квалификации работников дорожной отрасли, поддержка социально-значимых проектов в регионе, и самое главное – качественные и безопасные автомобильные дороги. С этой целью уже сегодня инвестиции направляются на развитие компании, в частности, – оснащение новой высокотехнологичной современной техникой, обучение сотрудников. Всего в основной капитал АО «ЕнисейАвтодор» планируется инвестировать более 500 миллионов рублей».

Наше дело – сторона

А что же  региональные власти? Запрос губернатору края В. А. Толоконскому отправлялся. Но губернатор на неудобные вопросы лично отвечать не стал. Правда, с другими изданиями Виктор Александрович был более любезен, и в свое время в прессе появлялись размытые формулировки в том смысле, что «все работающие в регионе предприятия находятся в равных условиях». Дескать, задача власти – создать равные условия конкуренции для всех участников рынка, независимо от формы собственности организации. Все дорожные работы распределяются на конкурсной основе. Условия участия в конкурсных процедурах равные. Никаких перегибов и перекосов, по мнению властей, в крае не наблюдается.

Нейтралитет держит и Крудор. Говоря о своей позиции по данному вопросу, в ведомстве пояснили: «По действующему в настоящее время законодательству подрядные организации для выполнения работ определяются посредством торгов. В них может принять участие любая организация, имеющая опыт работы и подходящая под условия процедуры, согласно Федеральному Закону №44-ФЗ. Таким образом, у Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю нет оснований ограничить количество участников при проведении процедуры закупок. Определение подрядчиков проходит исключительно в  рамках действующего законодательства».

Еще одна заинтересованная сторона – региональное министерство транспорта. Уж оно-то, как никто, должно бы проникнуться сетованиями краевых дорожников. ОАО «Новосибирскавтодор» представлено в Красноярском крае самостоятельным юридическим лицом – АО «ЕнисейАвтодор». Предприятие зарегистрировано на территории края и, соответственно, создает новые рабочие места и поступление дополнительных налогов в бюджет края. В рамках законодательства любая компания может создавать свою филиальную сеть вне зависимости от местонахождения головной компании. «Задача власти – создать равные условия конкуренции для всех участников рынка дорожных работ», – так нам ответили в пресс-службе Минтранса. – Сегодня дорожные предприятия Красноярского края представляют сформировавшийся, стабильный каркас. В отрасли работает порядка шести тысяч грамотных, компетентных, каждый в своей области, специалистов. Территория обслуживания автомобильных дорог в крае: от южных границ Тывы до Крайнего Севера, поэтому крайне важно наличие в каждой точке удаленных районов базовых дорожных предприятий. Для нас основополагающая политика в работе дорожных предприятий направлена на обеспечение социальных гарантий населения. В целом, появление дополнительной конкуренции стимулирует предприятия двигаться вперед».

Вот прямо странная такая ситуация. Неофициально профсоюзы и активисты-дорожники негодуют и возмущаются в том смысле, что «понаехали, хлеб отбирают» и т. п. Официально же все славно, по закону, все довольны. Но так ли необходимы новосибирцы на дорогах края? Потому что желание руководства «Новосибирскавтодора» получать многомиллионные контракты, конечно, вполне понятно. Но ездить-то по этим дорогам предстоит нам.