Зимняя уборка в Скандинавии – какие противогололедные материалы там используются

текст: Рустам Гильфанов, фото: roszimdor.ru

0
93

«Там хорошо, где нас нет»… Эта фраза главного героя комедии в стихах «Горе от ума» как нельзя лучше отражает менталитет русского человека. Мы во всем привыкли равняться на заграницу и даже представить себе не можем, что в чем-то можем опередить зарубежные страны. Особенно, если речь идет об уборке дорог. Всем известно, что ТАМ дороги ровные и чистые даже зимой, а у нас гололед и колдобины. Так ли это на самом деле?

В качества примера рассмотрим, как борются со скользкостью в двух странах Скандинавии – в Норвегии и Швеции. Узнаем, какие противогололедные материалы там используют.

Итак, начнем с Норвегии. Здесь методы зимней уборки зависят в первую очередь от класса содержания дороги. Классификация производится с учетом интенсивности автомобильного потока. Также принимаются во внимание: статус дороги (федеральная, региональная и т.д.), состав участников дорожного движения, климатические условия и многие другие факторы.

Если интенсивность движения выше 5 тысяч автомобилей в сутки, дороги очищаются до «черного асфальта» в течение 2-х часов. Для этого в основном используется техническая соль – хлорид натрия. Но ее применение приводит к возникновению ряда проблем. Во-первых, при температуре ниже -12°C это вещество фактически не топит лед. Так что при сильных морозах дорожным службам остается только устанавливать предупреждающие таблички, а водителям – надеяться на удачу. Вторая проблема – негативное воздействие хлорида натрия на почвы. Соль делает их плотнее, и питательные вещества не могут поступать к корням растений. Соответственно, зеленые насаждения гибнут, и на их восстановление приходится выделять средства из бюджета страны. В связи с этим особо важные участки дорог в Норвегии обрабатываются многокомпонентными противогололедными реагентами с формиатами. Подобные составы давно, успешно и широко применяются в России.

А что насчет дорог с низкой интенсивностью движения (менее 1,5 тысяч автомобилей в сутки)? Их разрешается содержать под снегом, точнее, под уплотненным снежным покровом – УСП. Для их обработки применяются песок, гранитная крошка, гравий. Но таких дорог все же меньшинство. Как правило, это региональные дороги, связывающие населенные пункты. Солевые реагенты начали применять в Норвегии в 70-х годах, и с тех пор они своих позиций не сдают – ежегодно в стране используют до 450 тысяч тонн таких средств.

Теперь поговорим о Швеции. Тем более, что туда ездили сотрудники Уральского завода противогололедных материалов, чтобы встретиться с представителями дорожных служб. И, возможно, перенять опыт. Как оказалось, перенимать особо нечего. В основном дороги обрабатываются жидкими реагентами в концентрации 6–20%. Но такие рассолы работают при температуре не ниже -10°C.

То есть в сильные морозы водители, как и в Норвегии, остаются один на один с гололедом. Дороги с низкой интенсивностью движения тоже содержатся под УСП и посыпаются гранитной крошкой, в остальных случаях не делается ничего.

Особо важные дороги – оживленные трассы или центральные улицы городов – очищаются до «черного асфальта» многокомпонентными реагентами.

Что же касается гранита, с использованием которого традиционно ассоциируется зимняя уборка в Скандинавии, надо сказать – шведы от него не в восторге. Он слишком твердый и поэтому быстро приводит к изнашиванию дорожного покрытия, а также забивает ливневые канализации и скапливается на газонах (верхний слой почвы из-за этого приходится срезать).

В Стокгольме вместо гранита используют светлый мрамор – он схож по свойствам с мраморной крошкой, которую применяют на тротуарах в Москве.

А как же легендарное повторное использование гранита? Оно не нашло широкого применения. Отработанный фрикционный материал просто вывозится на свалку либо используется при строительстве дорог. Мыть его дорого и сложно – для этого требуется очень много воды, которую потом еще нужно как-то очищать от загрязнений.

Кент Густавсон, директор отдела содержания дорог дорожно-транспортного исследовательского института VTI, признает, что технологию зимней уборки в Швеции пока нельзя назвать совершенной. Поэтому постепенно начинают применяться новые методы – например, приобретают популярность двухфазные реагенты. Такие материалы в нашей стране уже используются с 2017 года.

Получается, что на дорогах с высокой интенсивностью движения в Скандинавских странах, как и в других странах мира, для борьбы с гололедом используют солевые реагенты. В нашей стране такая практика тоже становится вполне обыденной. Только продукция УЗПМ применяется более чем в 60 городах России! Составы реагентов тоже не сильно отличаются – в основе лежат хлориды. К ним добавляются формиаты или иные компоненты, снижающие воздействие на окружающую среду.