Четверг, 28 марта, 2024

Рынок битума в России

текст: Станислав Казаченко, фото: shutterstock.com

Россия — один из крупнейших производителей и потребителей битума в мире. Рынок активно развивается за счет государственных программ по ремонту дорожной сети. В дальнейшем эксперты ожидают усиления конкуренции в области качества материала.

Сегодня в мире производится более 122 млн тонн битума в год. Мощности имеются у 75 государств, однако в основном этим направлением занимаются в азиатских странах и Северной Америке. Лидирующие позиции АТР не удивительные с учетом роста индийского и китайского рынка в последние годы. Например, в 2014 году доля КНР в мировом потреблении битума превысила 20%. Впрочем, сейчас речь идет о замедлении роста – в стране сосредоточатся не на строительстве новых дорог, а на поддержании и ремонте существующей сети.

В США спрос на битум снижался в 2005–2013 годах, но затем, с усилением экономического роста, показатели поползли вверх. Уже в 2018 году объем рынка здесь почти достиг 20 млн тонн, незначительно отставая от китайского. Особенностью Америки является существенное потребление кровельного битума в строительстве, что также влияет на общий результат.

На третьем месте по производству материала долгое время находится Россия. По итогам 2018 года объемы производства здесь составили 6,7 млн тонн, причем около 90% пришлось на дорожный битум, доля кромельного и строительного составила всего 8% и 2% соответственно. Если добавить к этому результату производство полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), то битумный рынок РФ можно оценить более чем в 7 млн тонн.

Объемы производства в первом полугодии 2019 года немного снизились по сравнению с тем же периодом предшествующего года. Это связано с тем, что с начала прошлого года не были задействованы мощности Пермского и Хабаровского НПЗ. В то же время в 2019 году сильно возросло производство на Орском НПЗ и Рязанском НПК, несколько скромнее – на Волгоградском НПЗ и Ангарской НХК. Крупнейшая производственная площадка страны находится в Москве. За первые шесть месяцев прошлого года она сократила производство примерно на 15% из-за появления битумного терминала в Сальске.

Еще одной причиной повышенных объемов 2018 года называют возведение объектов в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу и возведению Крымского моста.

Производство битумов в стране приходится в основном на Приволжский и Центральный Федеральный округа – 40% и 38% соответственно. При этом почти половина всего потребления продукта в стране – в ЦФО. Это не удивительно, с учетом того, что именно на центральные регионы приходится 35% от ВВП, здесь же сосредоточено до трети всего населения РФ.

Интересно, что в ПФО, которое частично компенсирует недостаток мощностей ЦФО, производство битума превысило потребности на 327%. Отметим также, что в Уральском и Северо-Кавказском Федеральном округах производственные мощности отсутствуют вообще.

Среди всего битума, приобретаемого для дорожной отрасли, почти 95% задействуется для ремонта дорог, и только 5% – для их строительства. В 2019 году расходы на дорожное строительство сократились всего на 0,5%, а в наступившем году, согласно бюджету, вновь должны возрасти. Причем 85% средств направляется на капремонт федеральных трасс. Это позволяет расчитывать на стабильно высокий спрос на битум на внутреннем рынке. Однако на показатели может повлиять внедрение системы Superpave, которая позволяет сократить использование битума на содержание сети за счет повышенной долговечности. Впрочем, технология будет стимулировать спрос на ПБВ. По остальным направлениям эксперты ожидают стагнации и даже не исключают спад.

Полимерно-модифицированные битумы (ПМБ) сегодня производятся в основном в европейской части страны. В СФО и ДФО этот продукт мало применялся в дорожном строительстве, однако спрос на него планомерно растет, ведь в регионах с низкими температурами потребность в долговечности асфальтобетонового покрытия очевидна.

Основное направление поставок нефтяных битумов – внутренний рынок (свыше 90%). В 88% случаев речь идет об автомобильных поставках, и эта доля растет каждый год. Интересно, что еще 10 лет назад основным видом используемого транспорта был железнодорожный, а на машины приходилось всего 35%. Однако сегодня ситуация существенно изменилось, и доля ж/д поставок сократилась до 10%.

Среднее расстояние, которое приходится преодолевать до потребителя – от 600 до 800 километров. В основном речь идет о клиентах в Московской, Тюменской, Ленинградской, Тверской, Самарской областях и Башкортостане. Сейчас все более очевидна тенденция к локализации производства – это должно позволить избежать потери качества при длительной транспортировке.

Цены на битумы растут каждый год, достигая пика в середине лета. Например, летом 2018 года она была выше предшествующего пика на 20%. В 2019 году пик пришелся не на июль, а на сентябрь, и при сравнении этих значений можно выявить рост на 14%. Все это не отменяет ярко выраженной сезонности цен, что объясняется тем, что на период с мая по октябрь приходится «высокий» сезон дорожно-строительных работ.

В дальнейшем можно ожидать усиления конкуренции и в области качества. Например, компания «Лукойл» уже анонсировала открытие научно-исследовательского центра в Нижнем Новгороде. В целом повышение качества продукта положительно отразится на рынке в общем – дорожная ситуация в стране улучшиться, а это повлечет за собой сокращение транспортных издержек, что выгодно представителям всех отраслей РФ.

Новости

ТМЗ завершил испытания 25-тонной тяговой лебёдки модели 530

Конструкторы Тутаевского моторного завода (ПАО «ТМЗ») разработали ТУ на новую модель лебёдки, согласовали с потребителем габаритный чертёж и разработали собственную программу ресурсных испытаний лебёдки.

Читайте также: