Четверг, 25 апреля, 2024

Как прекратить разрушение мостов

текст: А. Копотилов, фото: s.auto.drom.ru

Каждый четырнадцатый мост в России – ветхий либо уже аварийный. Сегодня актуальной проблемой региональной дорожной сети являются мосты и путепроводы. На автодорожной сети в стране в целом 71 тыс. мостов и путепроводов, на региональных дорогах – 64 тыс. таких объектов. Порядка 7% мостов находится в аварийном и предаварийном состоянии, которое требует введения ограничений для проезда автотранспорта. Число обрушений и аварий растет из-за того, что снижается прочность мостовых конструкций.

В 2002 году состояние мостового хозяйства было признано неудовлетворительным. Эта проблема отражена в Концепции улучшения состояния мостовых сооружений на федеральной сети автомобильных дорог России (на период 2002–2010 годов). Ее разработчики опирались на положения Технической политики Федерального дорожного департамента в области мостостроения, впервые опубликованной в 1996 году.

Основными причинами негативной оценки состояния мостового хозяйства в Концепции были названы:

  • недостаточная пропускная способность большого количества мостовых сооружений;
  • недостаточная грузоподъемность мостов, приводящая к ограничению движения на них по нагрузкам на оси автомобилей;
  • высокие темпы износа мостовых конструкций, наличие на дорожной сети сооружений с предельным износом;
  • низкий уровень безопасности движения по многим сооружениям из-за их несвоевременного ремонта;
  • снижение надежности мостовых конструкций по мере роста масс транспортных средств.

Каждый четырнадцатый мост в России – ветхий либо уже аварийный. Сегодня актуальной проблемой региональной дорожной сети являются мосты и путепроводы.

Текущая программа ремонта и строительства аварийных мостов и путепроводов была одобрена 20 февраля 2020 года. Ее разработка началась в июле 2019 года после поручения Президента РФ, сформулированного по итогам заседания Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. В первую очередь программа направлена на решение проблем на региональных и местных дорогах и будет реализована в федеральном проекте «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». До 2024 года регионы получат из федерального бюджета более 200 млрд руб. на приведение в нормативное состояние 100 тыс. пог. м мостов и еще около 90 млрд руб. на строительство 121 путепровода.

Внимание к регионам обусловлено тем, что там используется множество деревянных мостов: по данным статистического наблюдения 1-ДГ, на начало 2020 года их было свыше 11% от 35 511 искусственных сооружений, расположенных на региональной сети автомобильных дорог.

Самые частые дефекты мостовых сооружений в регионах, требующие капитального ремонта: разрушение балок пролетных строений, требующее замены более 40% от их общего количества; крен или разрушение их опор; снижение грузоподъемности моста и несоответствие габарита сооружения категории автомобильной дороги (с чем дорожники будут сталкиваться и при увеличении полос движения на федеральных трассах).

Основные причины для ремонта мостов: разрушение бетона торцов ригелей, деформационных швов и швов омоноличивания, гидроизоляции и мостового полотна, тротуарных блоков, опорных частей сооружения; силовые трещины на крайних балках, сколы балок с оголением арматуры, выщелачивание бетона, дефекты конусов насыпей, упирание балки пролетного строения в шкафную стенку, просадки переходных плит; разрушение балок бетона пролетных строений, требующее замены менее 40% от их общего количества.

Силами управлений автомобильных дорог и ФКУ «Росдортехнология» Федеральное дорожное агентство осуществляет полный контроль качества работ при эксплуатации мостовых сооружений; подрядные организации тоже ведут соответствующий надзор. Данные периодической диагностики мостов – фотоматериалы, чертежи, расчет пропуска тяжеловесных транспортных средств – вносятся в автоматизированную базу данных по искусственным дорожным сооружениям Росавтодора (АБДМ).

С помощью АБДМ ведется планирование работ по их содержанию и ремонту и мониторинг технического состояния сооружений. Автоматизированы также административные процессы управления: мониторинг размещения госзаказов и заключения контрактов, бюджетирование дорожных работ и контроль их выполнения ведутся в АСУ «Базовый модуль «Ремонт и содержание автодорог» (АСУ РИСАД).

Автоматизация мониторинга мостового хозяйства и управления его содержанием помогает оперативно справляться с эксплуатационными задачами. А изменение нормативно-технической документации помогает еще эффективнее организовать их проведение. Так, в 2020 году в Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог по Приказу Минтранса № 303 от 12.08.2020 были внесены изменения, касающиеся капремонта и ремонта мостовых сооружений.

Мостовые сооружения – критически важная часть транспортной инфраструктуры, особенно в рельефе России, испещренной множеством водных преград.

Теперь в категорию капремонта попадают работы по замене пролетных строений, в том числе с изменением продольной схемы; замене опор, в том числе с изменением существующей продольной схемы моста (с возможным изменением длины моста до 15%). Это обусловлено разработкой железобетонных и металлических пролетных строений большей длины, применение которых существенно удешевляет содержание и строительство мостовых сооружений.

К капитальному ремонту относится замена пролетных строений малых мостов (длиной до 12 м, в том числе деревянных) на водопропускные трубы, что снижает стоимость капремонта и сокращает время его проведения, а также не требует услуг специальных мостостроительных бригад.

В комплекс работ по капремонту вошло доведение параметров мостового сооружения до значений, соответствующих фактической категории ремонтируемой автодороги: теперь количество полос на мостах (без изменения границ полосы отвода) можно будет увеличивать не только при реконструкции.

Однако в корне поменять ситуацию с ветшающими мостами может только работа сразу по нескольким направлениям, куда входит: улучшение качества инженерных изысканий и проектирования при строительстве новых мостов (в том числе внедрение технологий информационного моделирования), внесение необходимых изменений в нормативно-техническое регулирование, совершенствование диагностики и оценки технического состояния мостовых сооружений, повышение долговечности асфальтобетонных покрытий, применение инновационных материалов и технологий на всех этапах жизненного цикла мостов, тщательный контроль весогабаритных параметров автомобилей.

Мостовые сооружения – критически важная часть транспортной инфраструктуры, особенно в рельефе России, испещренной множеством водных преград. Разрушение мостов, даже без человеческих жертв, резко сокращает возможности местного и межрегионального дорожного сообщения, вредя как жителям страны, так и ее экономике. Самый быстрый путь к модернизации мостового хозяйства в масштабе всего государства – совмещение усилий всех участников дорожной отрасли, приложение опыта и инициатив Росавтодора к реализации программы национального проекта.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: