Связанные одним мостом

текст: Станислав Казаченко, фото: rosavtodor.gov.ru

0
108

На севере Красноярского края в течение четырех лет появится мост через Енисей. Несмотря на высокую стоимость строительства, власти рассчитывают, что объект поможет в реализации проектов «Енисейской Сибири», и потому финансовый эффект для регионального бюджета будет более чем в 10 раз выше, чем объем вложений.

В Красноярском крае появится новый мост через Енисей. «КрУДор» через единую информационную систему в сфере закупок объявил конкурс по выбору подрядчика на реализацию этого проекта. Объект разместится в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе, недалеко от Лесосибирска, и будет стоит ориентировочно 7,2 млрд рублей на условиях софинансирования федерального и регионального бюджетов. В том числе до конца нынешнего года на эти цели будет направлено 32 млн рублей, в следующем– 2,2 млрд рублей, а в последующие годы – 2,6 и 2,4 млрд рублей соответственно.

Итоги конкурса будут подведены к 13 июля. Согласно базе данных, прием заявок уже завершен, начался этап «работы комиссии». Названия компаний-претендентов не называются, но известно, что некоторые из них предложили снизить цену до почти 6 млрд рублей.

По условиях конкурсной документации, победитель обязан привлечь соисполнителями контракта субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в размере 15% от цены. Предполагается, что работы начнутся уже в этом году, а завершатся к 30 ноября 2023 году. Длина объекта – 1,2 километра, а вместе с автомобильным переходом – чуть больше 2 километров. Дополнительное условие – наличие судоходного пролета. Движение будет двухполосным с расчетной скоростью 80 км/ч.

Известно, что сегодня в этом месте сообщение между берегами ведется через паром, в холодное время года – по льду.

Известно, что незадолго до тендера по отбору подрядчика строительных работ был объявлен конкурс на создание рабочей документации. Цена этого контракта – 187 млн рублей. По данному лоту, согласно данным конкурсной документации, из двух участников победителем было признано АО «Трансмост», предложившее за работу 149,5 млн рублей.

«Мост планировали начать строить только в 2021 году. Однако губернатор края Александр Усс распорядился начать подготовку на год раньше и выделить на эти цели из краевого бюджета 100 млн рублей. Основной объем строительства и финансирования придется на последующие годы», – поясняют в пресс-службе регионального правительства.

Строительство моста в Енисейском районе – часть комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Объект не будет иметь ограничений для транспортных средств по признаку проходимости и позволит интенсифицировать освоение лесных ресурсов и полезных ископаемых на этой территории.

«Созданная инфраструктура позволит компаниям освоить дополнительные месторождения золота, даст возможность для лесопереработки и освоения запасов целого ряда ископаемых», – прокомментировал генеральный директор корпорации развития «Енисейской Сибири» Сергей Ладыженко.

Проект будет иметь и социальный эффект, улучшив условия жизни для 12 тысяч человек, проживающих на правом берегу реки, и позволив организовать ежегодное транспортное сообщение не только с частью Енисейского района, но также с Северо-Енисейским и Мотыгинским. Кроме того, это позволит снизить расходы на содержание специализированных зимних путей. Не говоря о том, что средняя скорость движения по последним – 25 км/ч.

Идея строительства моста в районе Высокогорского была одобрена еще десятилетие назад. Тогда АО «Трансмост» в качестве проектировщика предложил пять вариантов создания объекта. Заказчик – «КрУДор» выбрал один из самых экономичных вариантов, не уступающий в качестве, но лишенный эстетических элементов – арок и тросов.

Заявленная стоимость объекта несколько раз снижалась. Например, в начале 2019 года краевые власти ориентировались на сумму от 9,2 до 14 млрд рублей, незадолго до объявления конкурса говорилось про 8,3 млрд рублей. Причем смету с завышенными по сравнению с сегодняшними показателями цифрами в конце прошлого года одобрила и Главгосэкспертиза. При этом, как заявил тогда губернатор Александр Усс, мост позволит дать старт инвестиционным проектам с емкостью до 160 млрд рублей.

Интерес к участию в проекте выражали и иностранные компании. Известно, что реализация проекта обсуждалась с представителями ООО «Харбинская корпорация железнодорожного строительства 22-го управления Китайской железной дороги» – госкорпорацией, созданной в 2004 году на базе железнодорожных войск КНР.

Мост в Высокогорском был ранее также включен в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В этом документе значится связанный с ним проект – кольцевая развязка и примыкания к трассе Красноярск – Енисейск. Также в начале нынешнего года глава края Александр Усс называл этот мост как один из аргументов о необходимости увеличения федерального финансирования национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» для региона.

«По мнению экспертов, мост позволит освоить отдаленные таежные территории. Строительство Высокогорского моста через Енисей, который станет самой северной переправой на этой сибирской реке, начнется в Красноярском крае в этом году. Мост необходим для освоения отдаленных таежных территорий, он позволит добраться до природных богатств севернее Ангары и решит проблемы связи с большой землей для тысяч местных жителей», – говорится в экспертизе журнала «Концессии и инфраструктурные инвестиции».