Рынок дорожно-строительной техники поддержат федеральные и региональные программы

текст: Юлия Квитко, фото: Istockphoto.com

0
86

Рынок строительной и специальной техники серьезно пострадал от последствий пандемии COVID-19. Оживить его должны масштабные проекты в области дорожного строительства, связанные с федеральными и региональными программами модернизации инфраструктуры.

Так, «Росавтодор» начал отбор подрядчиков для строительства скоростной трассы Москва – Казань. Она будет включена в международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай» и потребует выхода на стройплощадку огромного числа экскаваторов, бульдозеров, грейдеров, погрузчиков и прочей дорожно-строительной и специальной техники.

В ближайшее время ощутимую бюджетную поддержку регионам окажут и антикризисные программы развития. Например, только по линии «Росавтодора» планируется направить 500 миллионов рублей на покупку дорожно-строительной техники для Алтайского края и Республики Алтай.

Производители строительной и спецтехники готовы максимально быстро нарастить докризисные объемы выпуска при наличии заказов. По данным комитета по специальной и строительной технике Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале этого года этот рынок вырос на 8 процентов (2,6 тыс. единиц). Однако эти цифры, как уточнил председатель комитета Андрей Комов, не до конца отражают реальное потребление, поскольку в России нет централизованного учета ее использования с учетом всех производителей.

Как считают в ТПП РФ, доля производителей строительно-дорожной техники на внутреннем рынке не превышает 15 процентов от общего объема потребления, и ограничения на закупки импортной продукции окажут положительное влияние на состояние дел российских производителей. Это позволит существенно нарастить импортозамещение по этим видам техники.

Для эффективной реализации обозначенных механизмов отечественные производители подготовили предложения об обязательном распространении требований по минимальной доле в закупках также на закупки работ и услуг с использованием отечественной техники для дорожного строительства. Как рассказал Константин Бабкин, без внесения таких корректировок инициатива не заработает в полной мере.

Стимулом для владельцев техники остается использование лизинга. Скидка на аванс по госпрограмме «Льготный лизинг» может достигать 10–15 процентов на новую строительную, дорожно-строительную и другую технику.

По данным Russian Automotive Market Research, по итогам первого полугодия 2020 года в лизинг было приобретено 10,3 тысячи единиц специальной техники – на 4 процента больше, чем за аналогичный период 2019 года. Лизинговые сделки на спецтехнику чаще всего оформляются на срок от полутора до трех лет: в первом полугодии 2020 года их доля выросла до 47,5 процента.

Одним из признаков оживления индустрии стал недавний запуск производства агрегатов для спецтехники КАМАЗа и УРАЛа в Республике Татарстан. Инвестиции в этот проект составили 300 миллионов рублей. Производственная мощность новой площадки рассчитана на выпуск тысячи установок ежегодно, а степень локализации превысит 95 процентов. До этого в стране отсутствовали специализированные производители «раздаток», а также редукторов, соответствующих высокому качеству и установленным требованиям.

Комплексные меры поддержки и реализация уже заявленных инфраструктурных проектов позволяют не только поддержать на плаву рынок строительно-дорожной и строительной техники, но и задать темп динамичного развития, к которому индустрия готова.