Суббота, 20 апреля, 2024

«СМАРТС»: телекоммуникационная инфраструктура для цифровой экономики

текст и фото: пресс-служба АО «СМАРТС»

В планах компании создание разветвленной телекоммуникационной инфраструктуры для всеобъемлющей цифровой системы, учитывающей предстоящие глобальные технологические изменения.

Сейчас проект проходит через сложные этапы согласования и подготовки. Еще в 2014 году он был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством Владимира Путина. Вслед за эти экспертным советом Минтранса России он был рекомендован для реализации и внедрения.

Полученный в рамках проекта опыт позволил по-новому взглянуть на существующие нормы и законы, связанные с созданием автодорожной инфраструктуры. За прошедшее время компанией «СМАРТС» наработаны специальные технические условия и предложения по корректировке более чем 12 нормативно-правовых актов.

На данный момент технология строительства апробирована на всех категориях автомобильных дорог: на региональных трассах Самарской области, где проектом охвачено порядка 650 км, на федеральных трассах общего пользования Самарской области, где проект реализован на 150 км, а также на платной федеральной трассе М3 в Калужской области – здесь сети развернуты на участке протяженностью 70 км.

Строительство ведется в соответствии с Рекомендациями Международного союза электросвязи (МСЭ-Т L.48, L.49, L 83 и др.). Так, в обочине дороги разрабтывается минитраншея шириной 5–10 см и глубиной 30–60 см. В нее укладывается пакет микротрубок, в которые прокладываются оптические кабели емкостью от 8 до 288 волокон. Такой подход к строительству позволит в случае необходимости с минимальными затратами менять кабели с малым количеством волокон на кабели с большим количеством волокон, т.е. проект сделан «на вырост».

Подобный подход к строительству автодорожной инфраструктуры обладает целым рядом преимуществ. Он позволяет в 2–3 раза снизить затраты на проектирование, строительство и эксплуатацию ВОЛС в пересчете на 1 км оптоволокна. При этом скорость строительства повышается во столько же раз.

Зафиксирована и корелляция с себестоимостью строительства в расчете на 1 км. В 1 млн рублей обойдется километр сети в грунтовой обочине с прокладкой пакета из 6-ти микротрубок и кабеля 144 ОВ, и ~ 2 млн рублей – в твердой обочине с прокладкой пакета из 6-ти микротрубок и оптического кабеля 144 ОВ и восстановлением дорожного покрытия. Себестоимость же прокладки во второй и последующих микротрубках будет дешевле в четыре раза из-за отсутствия земляных работ. Для потребителей в случае применения данного подхода стоимость оптоволокна снижается в 2–3 раза.

Среди дополнительных, но не менее важных преимуществ подхода – возможность наращивания пропускной способности линий связи в будущем без проведения земляных работ, а также экономия земельных ресурсов: 5–10 см обочины дороги вместо 4 м земельных ресурсов за счет наличия охранных зон. Кроме того, выбранный «СМАРТС» подход на порядок увеличивает надежность сети (коэффициент готовности сети 99,999) за счет возможности круглогодичного и круглосуточного обслуживания.

Также проект «СМАРТС» предусматривает строительство ИТС и магистральных волоконно-оптических линий связи в обочине автомобильных дорог (например, интегрированной сети связи) общей протяженностью порядка 150 тыс. км, около 40 тыс. км из которых относятся к федеральным трассам.

Срок реализации проекта по всей территории РФ составляет 5–6 лет. Необходимый объем инвестиций – ориентировочно 250 млрд рублей.

В качестве первого этапа предлагается построить магистральную часть сети «Создание автодорожных телекоммуникационных сетей Европа-Россия-Азия» с организацией стыков со всеми сопредельными государствами.

В рамках второго этапа АО «СМАРТС» планирует обеспечить квантовую криптозащиту линий связи. Шифрование обеспечивается специальными устройствами квантовой рассылки криптографических ключей, производство которых планируется организовать на базе ООО «Кванттелеком», входящем в группу компаний «СМАРТС».

В основе квантовой криптографии лежит идея передачи информации таким образом, чтобы ее нельзя было перехватить. Взлом системы передачи данных при использовании такого метода противоречит законам физики.

Квантовая криптозащита каналов связи в проекте «СМАРТС» обеспечит беспрецедентную защиту для систем передачи данных, что значительно повысит доверие зарубежных операторов связи при транзите международного трафика по наземному маршруту через территорию РФ.

Это является залогом в повышении экспортного потенциала России и роста ее доли в рынке трафика по маршруту «Европа-Азия».

Реализация проекта предприятием, представляющим частный бизнес, создает условия для качественного роста экономики ИКТ-сектора и повышения вовлеченности граждан и бизнеса в процесс цифровизации, развития нового бизнеса инноваций «не фискального характера».

Проект «СМАРТС» может стать основой для создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры экономики страны с высоким уровнем цифровизации практически всех отраслей. Также он создает платформу для построения российской защищенной телекоммуникационной экосистемы, полной технологической независимости от зарубежных корпораций-монополистов в сегментах государственных и корпоративных пользователей.

Кроме этого, проект естественным образом решает задачи организации короткого маршрута транзитного трафика по ВОЛС с минимальной задержкой между Европой и Азией, построения ИТС для обеспечения транспортной безопасности. К тому же он работает на цифровизацию в сфере безопасности, медицины, дистанционного образования и внедрение беспилотного автотранспорта, интернета вещей, 5G, нейронных сетей и т.д.

Результатом реализации станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого жителя вне зависимости от его места жительства.

Проект «СМАРТС» является межведомственным, так как с его помощью будет внедрена новая идеология транспортной многоканальной коммуникации (ТМК) в интересах различных государственных структур и бизнес-сообщества, в том числе – автодорожной отрасли, операторов связи, силовых структур, банковской сферы и других.

Появится возможность внедрения практики свободного доступа к ТМК, будет обеспечен недискриминационный доступ к инфраструктуре, сняты излишние административные барьеры. Помимо этого благодаря проекту будут созданы условия для свободной конкуренции и формирования рынка оптического волокна, снижены цены на аренду и покупку волокон.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: