Вторник, 23 апреля, 2024

47 миллиардов – на сибирские дороги

текст: Наталья Решетникова, Нина Рузанова, фото: rosavtodor.gov.ru

Стартовавший в 2019 году и ставший логичным продолжением федеральных и региональных программ нацпроект ставит несколько задач. Увеличить долю автодорог регионального значения в нормативном состоянии до 50,9 процента, а городских – до 85 процентов к 2024 году. Снизить число мест концентрации ДТП в два раза по сравнению с 2017-м. А смертность на дорогах должна уменьшиться благодаря БКАД минимум в 3,5 раза.

С нацпроектом синхронизирован «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», реализуемый согласно указу президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В него включено одиннадцать крупных федеральных проектов. Один из них – участок федеральной трассы Р-254 «Иртыш», соединяющей Новосибирскую область с западом страны и продолжающей М5 «Урал».

Обновленную дорогу в формате телемоста в рамках международного форума «Транспортная неделя – 2020» открыли председатель правительства РФ Михаил Мишустин, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк и губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Теперь один из самых загруженных участков «Иртыша» в Новосибирской области – четырехполосная трасса IБ категории в цементобетонном покрытии с тремя разноуровневыми развязками. И, как отметил глава Росавтодора, в текущем году это самый протяженный из объектов дорожного строительства с цементобетонным покрытием в России.

– Завершающие 13,5 километра дают возможность почти в два раза повысить пропускную способность одной из самых загруженных трасс региона. Два года назад было понятно, насколько велик экономический эффект от этого объекта. Здесь – и серьезная экономия на содержании автодороги, построенной по новым технологиям, и новый импульс к развитию транспортно-логистического комплекса региона, так как сорок процентов трафика по Р-254 приходится на грузовой транспорт, и высокий уровень безопасности дорожного движения, – прокомментировал глава региона Андрей Травников.

На реконструкцию 30-километрового участка «Иртыша», начавшуюся в 2015 году, было затрачено около восьми миллиардов рублей из бюджетов всех уровней. Между тем, как подчеркнул Владимир Путин на встрече с сенаторами в сентябре нынешнего года, для дальнейшего развития дорожного строительства в стране необходимо изыскивать и другие, не только бюджетные, ресурсы. В частности, президент посоветовал шире использовать возможности государственно-частного партнерства.

Такие примеры в Сибири есть. Вспомнить только четвертый мост через Обь в Новосибирске – первые сваи этого сооружения, которое возводится в том числе на средства частного инвестора, забили в мае 2020 года. Справедливости ради следует сказать, что инвестор возьмет на себя лишь четвертую часть общих затрат (десять миллиардов из сорока), а львиная доля расходов придется опять-таки на федеральный бюджет, но механизм концессии в данном случае действительно применили. Тем более что десять миллиардов – это сумма, почти вдвое превышающая все расходы на «дорожный» нацпроект в Новосибирской области в уходящем году.

Есть и другие примеры участия бизнеса в развитии дорожной сети сибирских регионов. Так, в этом году в Кызыле состоялось подписание соглашения между правительством Тувы и Голевской горнорудной компанией, приступающей к освоению Ак-Сугского медно-порфирового месторождения в Тоджинском районе. Документ положил конец длительным дискуссиям, которые стороны вели об уровне ответственности нового недропользователя.

Одним из предметов спора было строительство дороги. Добраться до Ак-Сугского медно-порфирового месторождения можно было по глухой тайге. Изначально компания планировала пойти по кратчайшему пути, построив лишь тридцать километров автомобильной трассы. Но власти Тувы настояли на варианте, который выгоден с точки зрения перспективного развития северо-восточной части республики. Соглашение предусматривает строительство новой дороги от города Турана, находящегося на федеральной автотрассе, до поселка Ырбан в Тоджинском районе – как предполагают власти, это откроет новые возможности для освоения этих земель, богатых лесом и полезными ископаемыми.

В результате, по словам руководителя материнской структуры Голевской компании – компании «Интергео» Льва Кузнецова, только в строительство автодороги «Туран – Ак-Суг» компания вложит двадцать миллиардов рублей.

Кстати, «перезагрузка» нацпроектов, которую они пережили в этом году, коснулась и БКАДа. Есть ряд важных моментов. В частности, в его составе появится новый федеральный проект – «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Благодаря ему финансирование этого направления увеличится почти в десять раз – с 20 до 200 миллиардов руб­лей до 2024 года. По мнению экспертов, прежний объем средств позволял бы обновить не более одного-двух процентов парка городского транспорта, тогда как сейчас есть повод надеяться на более весомые результаты (30 процентов к 2020 году).

Для сибирских городов это невероятно актуально: именно за новые автобусы и троллейбусы голосовали новосибирцы в рамках пилотного проекта «Народный бюджет», именно срыв поставок новых единиц транспорта стал причиной недавнего крупного скандала в Новокузнецке. Сибиряки нуждаются в современном транспорте, и, подчеркнем, со следующего года народ будут слышать лучше.

Еще одно нововведение в рамках нацпроекта БКАД – регулярные опросы граждан. Правда, пока идет речь только о народной оценке федеральных трасс. Удовлетворенность населения их состоянием должна вырасти, планируют в правительстве, до шестидесяти процентов к 2030 году – с нынешних сорока.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: