Для дорожно-строительной отрасли России 2020-й стал вторым по счету годом реализации двух национальных проектов. Несмотря на пандемию COVID-19, нацпроекты не забуксовали, а напротив – набрали скорость.
Речь о нацпроектах «Безопасные и качественные автодороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
Раньше плановых сроков
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) – один из 13 национальных проектов, реализуемых в России с 2018 года. Его главные целевые показатели к 2024 году: доведение до 50,9% доли региональных дорог, находящихся в нормативном состоянии, и до 85% дорог городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии, а также снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях в 3,5 раза. Общий объем финансирования нацпроекта – более 4,7 трлн руб., из них 4,1 трлн руб. идут из региональных бюджетов, 440,9 млрд руб.– из федерального. Нацпроект БКАД состоит из федеральных проектов «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России».
Задачи, поставленные нацпроектом БКАД на 2020 год в части выполнения мероприятий федпроекта «Дорожная сеть», достигнуты более чем на 93%. В 63 субъектах выполнено 90–100% строительно-монтажных работ. Доля кассового исполнения консолидированных бюджетов, по данным Минтранса России, в субъектах превышает 76% – свыше 237 млрд руб.
Как показал 2020 год, ряд регионов способен выполнить годовой план по ремонту дорожной сети существенно раньше плановых сроков. Чтобы не терять времени, правительство приняло решение выделить таким субъектам в 2020 году дополнительных 100 млрд. руб. Более половины этой суммы направлено на реализацию мероприятий нацпроекта БКАД. Благодаря дополнительному финансированию в 52 регионах в нормативное состояние опережающими темпами удалось привести более 1 тыс. км дорог и быстрее плана построить ряд объектов.
На фоне ремонта существующей сети строились или реконструировались небольшие, но важные локальные объекты (в структуре БКАД они проходят как «капиталоемкие мероприятия»). В 2020 году также реализовывался включенный в БКАД проект «Улицы Победы» – он приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Каждый регион включал в программу работ улицы, проспекты и площади, названные в часть Дня Победы и героев Великой Отечественной войны. В общей сложности в рамках этой программы в 2020 году отремонтировано 400 объектов.
В 2021 году в рамках БКАД началось масштабное обновление парка наземного транспорта. Регионы получают федеральную поддержку путем предоставления перевозчикам права приобретения новой техники со скидкой 60% через схему лизинга. Основное условие предоставления помощи – приобретение автобусов (или троллейбусов) большого или малого класса с низкопольной частью салона и эксплуатация их на магистральных маршрутах по регулируемым тарифам. В 2020 году заявки на софинансирование в Росавтодор подали из 60 городов, входящих в 53 субъекта РФ, на общую сумму 54 млрд руб.
Фокус на инфраструктуру
«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КМПИ) – еще один национальный проект, реализуемый в России с 2018 года. Документ поделен на два раздела, посвященных модернизации энергетической и транспортной инфраструктуры. Последний включает в себя ряд федеральных проектов: «Европа–Западный Китай» (в него включено строительство новой дороги М-12 Москва–Казань и обхода Тольятти), «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Морские порты России», в реализации которых участвует Росавтодор. Планируется ввести в эксплуатацию 1,92 тыс. км автодорог федерального значения, 166,6 км дорог регионального, муниципального и местного значения, построить 13 обходов городов в составе дорог федерального назначения и 2 обхода в составе региональных дорог, построить 36 автодорожных мостов на дорогах федерального значения и 2 моста на дорогах регионального значения.
Стоит задача ликвидировать одноуровневые пересечения с железными дорогами на 69 участках дорог, из которых 20 на автодорогах федерального значения и 49 на региональных трассах. В рамках федерального проекта «Морские порты России» к 2024 году запланировано построить 324,53 км автодорог федерального значения.
В 2020 году в соответствии с задачами КМПИ строились новые дороги и инфраструктурные объекты, имеющие стратегическое значение для одного или нескольких регионов. В сентябре, к примеру, завершилась работа над обходом Вологды в составе трассы М-8 – дорога строилась более 20 лет и проектировалась задолго до появления нацпроектов.
Сейчас идет активная работа над проектами строительства других обходов. Так, в Иркутской области строится новый 42-километровый четырехполосный участок трассы Р-255 «Сибирь» в обход города Усолье-Сибирское. Новый участок важен не только для локальных нужд, но и для международного движения: Р-255 входит в состав азиатского маршрута АН6 Международной азиатской сети. Стоимость объекта – более 17 млрд руб. В Красноярском крае возводят 18-километровый участок федеральной трассы Р-255 «Сибирь» – обход Канска, благодаря которому транзитный транспорт будет отведен от города. Часть дорог еще проектируется.
Триллионы рублей в дороги
Предстоящий 2021 год будет сложным и одновременно интересным для участников реализации дорожных проектов. По поручению президента нацпроекты БКАД и КМПИ продлеваются до 2030 года, вместе с ними меняются показатели и задачи.
Дорожные работы – строительство и ремонт – будут сосредоточены внутри нацпроекта БКАД, который расширился и будет состоять из шести, а не четырех федеральных проектов. Новый федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети», в рамках которого до 2024 года запланировано построить и реконструировать автомобильные дороги общего пользования федерального значения общей протяженностью 1440,5 км. В него войдут объекты, которые ранее находились в структуре КМПИ, и сформируют основную часть будущей опорной сети автодорог.
В отдельный федпроект под названием «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» выделена программа по обновлению автобусов, троллейбусов и трамваев в небольших городах. До 2024 года 20 агломераций получат около 2 тыс. новых единиц транспорта. В этот же федпроект также войдет обновление пригородного пассажирского транспорта и внедрение цифровых технологий оплаты проезда.
В структуре КМПИ остается только один «дорожный» мегапроект – автодороги «Европа–Западный Китай» (ЕЗК), состоящий из нескольких крупных частей. Общий объем финансирования ЕЗК – 705 млрд руб., из них 331,7 млрд руб. будут направлены из федерального бюджета. Перенос большей части дорожных проектов, как следствие, уменьшит бюджет КМПИ – он составит 8,2 трлн руб. до 2030 года и увеличит бюджет БКАД до 11,7 трлн руб.