Пятница, 29 марта, 2024

Развитие транспортной инфраструктуры Арктики требует новых решений

текст: Александр Барабанов, фото: depositphotos.com

Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во многом ее решение зависит от успеха мероприятий по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры Арктики. Основной фактор, препятствующий освоению – технологическое и структурное отставание в развитии транспортной инфраструктуры и ее неравномерное распределение в арктических регионах России.

Сегодня дорожное строительство является наиболее материалоемкой областью по использованию нерудных материалов и связано с перемещением значительных объемов земляной массы. Если говорить о строительстве транспортных магистралей в арктических и северных районах России, в таких условиях возможна работа только специализированной строительной техники, нужны новые подходы и решения, так как классические карьерные самосвалы не могут там использоваться.

Обычные самосвалы – не для Арктики

Карьерные самосвалы, работающие в горнодобывающей отрасли, предназначены для вывоза горной массы от глубоких экскаваторных забоев по дорогам с крутыми подъемами, доля которых может достигать до 80% всего маршрута. Самосвал выполняет однотипные задачи на коротких расстояниях: забой карьера – приемный бункер обогатительной фабрики на борту карьера или промежуточный перегрузочный склад. Вследствие этого мощность двигателя карьерного самосвала, как правило, вдвое больше мощности, достаточной для перевозок по равнинным дорогам.

К достоинствам карьерных самосвалов можно отнести: большую грузоподъемность, высокую проходимость, возможность эксплуатации в самых разнообразных горно-геологических и дорожных условиях по дорогам со сложно-переменным профилем и большим числом крутых поворотов, по временным дорогам с плохим покрытием. Недостатком карьерных самосвалов является небольшое расстояние перевозки – 1–5 км. Движение карьерных самосвалов по обычным дорогам недопустимо из-за больших осевых нагрузок и удельных давлений колес на поверхность дороги.

В отличии от тяжелых карьерных самосвалов, дорожные самосвалы г/п до 30 тонн широко используются для транспортирования земляной и горной массы в небольших строительных и угольных карьерах с подготовленными технологическими дорогами. Достоинством дорожно-строительных самосвалов является возможность транспортирования грузов на большие расстояния, недостатком – низкая проходимость по бездорожью и пересеченной местности.

При строительстве транспортных магистралей при освоении Севера и арктической зоны России, большое значение приобретает снижение себестоимости транспортирования земляной и горной массы за счет сокращения расходов на ГСМ, затраты на которые могут составлять до 25% общих затрат на эксплуатацию тяжелой техники.

При транспортировке значительных объемов горной (земляной) массы в условиях практического отсутствия дорог по достаточно равнинной местности использовать классические карьерные самосвалы экономически нецелесообразно, а строительные – технически невозможно.

Автопоезда вместо жесткорамных самосвалов

Многозвенные автопоезда-самосвалы имеют ряд важных преимуществ перед классическими двухосными тяжелыми машинами – это более гибкое использование с возможностью транспортировки горной руды на дальние расстояния, с высокой средней скоростью. Грузоподъемность такого автопоезда может регулироваться по требованию, с помощью подключения дополнительных самосвальных секций, и даже путем сцепки дополнительного тягового агрегата, что позволяет наращивать грузоподъемность автопоезда до 300 тонн.

При движении колесного транспорта по слабонесущим грунтам значительное влияние на его скорость оказывает давление оси транспорта на грунт, и в этом плане лучше использовать автопоезда вместо тяжелых жесткорамных самосвалов такой же грузоподъемности.

Строительство постоянных автодорог круглогодичного использования для эксплуатации автопоездов позволит также снизить стоимость и обеспечить бесперебойную доставку оборудования и материалов на карьеры по сравнению с сезонной переброской по зимникам.

В условиях Арктики чередование подъемов и спусков с горизонтальными участками на трассах движения груженого и порожнего автомобилей предъявляет самые жесткие требования к прочности конструкции и надежности узлов и силовых агрегатов. Эти задачи успешно решаются при использовании автопоездов с «активными» осями, которые включаются в работу при возникновении необходимости повышения мощности двигателя автомобиля.

Новости

ПТЗ инвестирует 15 млрд в новый цех

АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) планирует запустить новый цех для производства собственных комплектующие для своих тракторов и спецтехники.

Читайте также: