Пятница, 26 апреля, 2024

Как лом асфальтобетона получает вторую жизнь

текст: Сергей Петров, фото: wirtgen-group.com

Использование переработанных асфальтобетонных покрытий при строительстве и ремонте дорог – распространенная практика в развитых странах. В России она также постепенно получает признание. Лом асфальтобетона, переработанный в крошку или гранулят, добавляют в асфальтобетонную смесь, давая таким образом дорожным одеждам вторую жизнь. Этот метод позволяет дорожникам не только хорошо сэкономить без ущерба для качества работы, но и в известной степени поучаствовать в разрешении экологических проблем своего региона.

О ресайклерах – машинах, которые позволяют перерабатывать старые дорожные покрытия и повторно использовать их в составе новой асфальтобетонной смеси (АБС) непосредственно на месте проведения дорожных работ, – мы на страницах нашего журнала говорили не раз. Однако использование этой крупногабаритной высокотехнологичной техники экономически не всегда оправданно, да и имеется она в парке далеко не каждой дорожной организации.

Гораздо чаще переработка лома дорожных одежд и добавление полученных в результате этого гранул или крошки в асфальтобетонную смесь происходит на специально оборудованных АБЗ.

Даже с учетом стоимости транспортировки лома на завод, расходов на его переработку и включение в состав новой асфальтобетоннной смеси эта технология остается высокорентабельной – особенно если принять во внимание, что действующие в Российской Федерации нормативы ее применение поощряют. Согласно действующим в нашей стране стандартам дорожные покрытия могут содержать от 25 до 60% переработанного материала на дорогах высоких категорий и до 100% – на дорогах пятой категории.

Если представить процесс переработки старых дорожных одежд и интеграции готового продукта в новую АБС предельно схематично, выглядеть это будет следующим образом. Доставленный на АБЗ кусковой лом размером до 60 сантиметров подвергается дроблению в щековых, конусных или роторных дробильных установках до размера фракции не более 40 миллиметров. Затем полученный таким образом гранулят разогревается, чтобы входящие в его состав вяжущие вещества восстановили свою пластичность.

После этого разогретый гранулят добавляется в приготавливаемую в смесителях барабанного типа новую асфальтобетонную смесь, тщательно перемешиваясь вместе со свежими инертными веществами, вяжущими и добавками. Готовая АБС транспортируется к месту работ, где укладывается традиционным способом – с помощью асфальтоукладчиков, катков и другой дорожной техники.

В целом все происходит именно так. Однако необходимо прояснить ряд нюансов, связанных с технологией, если можно так выразиться, удаленного ресайклинга.

Во-первых, переработанный на гранулят или крошку асфальтобетонный лом не всегда направляется на производство новой АБС, а может быть продан как сравнительно недорогой дорожно-строительный материал. Если стоимость асфальтобетонного лома составляет несколько сотен рублей за кубометр, то гранулят стоит уже 800–2 000 рублей за тонну.

Гранулят или крошка, полученные после дробления асфальтобетонного лома, могут быть использованы не только в составе АБС, сфера их применения много шире. Такой материал, к примеру, может быть с успехом применен для укрепления обочин дороги – в таком случае нет необходимости в восстановлении его пластичности, как при приготовлении на его основе новой асфальтобетонной смеси.

Если же полученный в результате дробления гранулят все же идет на производство АБС, при его предварительном нагреве в печах требуется соблюдать температурный режим, при котором легкие фракции вяжущего не испаряются и оно не выгорает. Для этого не должна быть достигнута температура вспышки битума – этот показатель составляет 180–220 градусов для вязких и 45–110 градусов для жидких битумов.

Что же касается следующего этапа – непосредственного производства АБС, для последней заблаговременно выполняется проектирование ее состава: рецептура новой смеси, зерновой состав входящих в нее инертных, вязкость битума, его содержание в используемом грануляте, технология приготовления и тип смесительной установки, процентное содержание вторичных материалов – крошки или гранулята – в ней.

Асфальтобетонные заводы, на которых переработанный лом может быть интегрирован в состав новой смеси, в наше время могут быть как стационарными, так и мобильными. К примеру, АБЗ немецкой компании Benninghoven позволяют использовать при приготовлении горячей смеси до 80% гранулята, что соответствует европейским нормам его содержания в АБС. Производительность разных моделей заводов этой компании составляет от 160 до 300 тонн готовой асфальтобетонной смеси в час. При этом демонтировать такой завод в одном месте и установить на новом можно за срок не более двух недель.

Как уже было сказано, кроме АБЗ для приготовления горячей смеси с использованием гранулята требуется и другое оборудование. Иногда более специализированное, чем дробильные установки. Например, асфальтогрануляторы (они же просто грануляторы) не просто измельчают лом до требующегося гранулометрического состава, но разделяют его без повреждения (разлома) каменных материалов в местах «склеивания» связующих. Гранулят, полученный таким способом, более качественный, в нем отсутствуют включения мусора и пыли.

При работе с таким материалом достигается ощутимая экономия вяжущих. Уже упомянутая компания Benninghoven выпускает как мобильные, так и стационарные модели асфальтогрануляторов, способных бережно измельчать асфальтобетонный лом с сохранением гранулометрического состава минералов в исходном материале. Мобильные грануляторы Benninghoven можно подвозить непосредственно к месту нахождения исходного сырья, избегая таким образом расходов на транспортировку последнего.

Холодную асфальтобетонную смесь можно приготовить не на АБЗ, а в мобильной смесительной установке. К примеру, модели мобильных установок WIRTGEN KMA 200 и 220i позволяют производить до 220 тонн АБС в час. При этом они отлично справляются с приготовлением смесей, в которые входит вторичное сырье – гранулят. Работа смесительных установок WIRTGEN в тандеме с асфальтогрануляторами Benninghoven позволяет получать АБС самого высокого качества.

Асфальтобетон снятых дорожных одежд не обязательно перерабатывается в новую АБС. Полученный из такого лома гранулят может с успехом использоваться для строительства дорог пятой категории. Это загородные дороги в сельской местности и дачных поселках, городской сектор, а также разного рода подъездные пути.

Там, где для строительства дорог обычно используют щебень или гравий, полученный из асфальтобетонного лома гранулят имеет целый ряд преимуществ. У дороги из гравия или щебня быстро появляется колейность; в межсезонье состояние ее резко ухудшается. В то же время правильно подобранный гранулят, имея коэффициент уплотнения до 0,97, хорошую упругость и «сращивание» за счет оставшихся в нем вяжущих, позволяет строить качественные сельские и дачные дороги, подъезды к частным домам и другим объектам.

При этом технология укладки дороги из гранулята остается традиционной: материал равномерно распределяют и уплотняют с помощью катков. А вот стоимость такой дороги существенно ниже той, в которую обойдется дорога из гравия или щебня, ведь цена гранулята в среднем вдвое ниже. А учитывая долговечность дороги из гранулята, расходы на ее обслуживание и ремонт позволят сэкономить дополнительно.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: