Четверг, 25 апреля, 2024

Перспективы развития битумного производства в России

текст: Сергей Петров, фото: publicdomainpictures.net

Для укладки качественного дорожного покрытия необходимы качественные материалы, которые входят в состав асфальтобетонной смеси. Важный связующий элемент – битум, объем потребления которого растет с каждым годом.

В прошлом году совокупно весь битумный сектор дорожной отрасли страны приблизился по производству практически к 7,5 млн тонн вяжущих. Еще 5 лет назад, в 2015 году, эта цифра была всего 5 млн тонн. То есть рост составляет фактически 50%. При этом с 2019-го по 2020-й прирост по производству составил 8%. Развивалось и экспортное направление битумных материалов – объем поставок составил 681 тыс. т. Наибольшая активность экспорта пришлась на зимние месяцы. Если сравнивать, например, с рынками мазута, то цифра по битумным материалам на несколько порядков меньше, чем экспорт мазута, который в зависимости от года варьируется на уровне более 40 млн тонн.

В России также растет потребление битумных вяжущих: общий объем за прошлый год составил 6,7 млн тонн – также плюсовая динамика к прошлым годам.

Битумных мощностей в России менее чем на 12 млн тонн вяжущих. Текущая загруженность производств составляет по итогам прошлого года 62%. Если смотреть в разрезе федеральных округов, то цифра по Центральному федеральному округу приближается к 90%, и это уже высокая загрузка. Получается, что здесь уже потенциала роста практически нет. А в трех федеральных округах – Северо-Кавказском, Дальневосточном и Уральском – не представлено производство совсем.
В прошлом году 22 битумных актива – каждые четыре из пяти производителей – увеличили производство, и лишь шесть площадок показали отрицательную динамику. Объем производства модифицированных вяжущих в прошлом году составил 725 тыс. т. И это 9,9% от общего объема битума.

Очень важно качество битума и на это напрямую влияет глубина переработки. Чем она выше, тем все меньше и меньше сырья для битумов остается на производстве. За 20 лет глубина переработки увеличилась практически на 17%.

Ежегодно увеличивается объем дорожного строительства и стране требуется все больше качественного битума. Перед нефтехимическими компаниями сейчас стоит целая цепочка вызовов, которые нам предстоит совместно решать. Это нестабильное качество битумного сырья, сокращение сырьевой базы, объемов производственных мощностей.
Можно выделить несколько ключевых сценариев обеспечения качества битумных материалов. Это модификация вяжущих, диверсификация сырьевого пула, распределенное производство и оптимизация системы качества.

Цепочка формирования стоимости битума включает в себя несколько этапов, и на каждом этапе есть возможности по обеспечению качества битумов в долгосрочной перспективе.

• На этапе подготовки битумного сырья необходимо изучать возможности расширения сырьевого пула и производство битума из тяжелой нефти. Эта технологическая модель может быть перспективной при государственной поддержке.

• На следующем этапе – производство битума – есть возможность перехода к модели, когда НПЗ производит мономарку, а товарный ассортимент выпускается в регионах применения на терминальной сети. И такие сети необходимо развивать по всей стране.

• На этапе применения модифицированных битумов – расширение применения ПБВ и его аналогов.По оценке отраслевых экспертов, более 90% федеральных дорог требуют применения модифицированных вяжущих с учетом действующих нагрузок и климатических условий.

• Еще одно направление – переход к оценке реологических свойств вяжущих, которые напрямую задают нам систему координат для создания исключительного качества вяжущих.

Совокупность и правильная комбинация этих сценариев позволят нам за горизонтом ближайших пяти и даже десяти лет иметь стабильный баланс между производством и потреблением битумных материалов в дорожной отрасли.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: