Суббота, 20 апреля, 2024

Перспективы развития опорной транспортной сети

Концепция Единой опорной транспортной сети стала важнейшей инновацией Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Опорная сеть автомобильных дорог – один из элементов этой инновации. Она сформирована на основе существующих и перспективных автодорог, наиболее востребованных гражданами и значимых для экономики страны.

Впервые о разработке концепции «Опорная сеть автомобильных дорог» было публично объявлено на выставке «Дорога-2019», прошедшей в Екатеринбурге.

Формируя опорную сеть автомобильных дорог, Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство организовали большую научно-исследовательскую работу с привлечением множества экспертов из подведомственных учреждений, организаций транспортной отрасли и смежных с ней сфер.

Ключевые цели этой разработки были сформированы в соответствии с положениями указа Президента России о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: улучшить состояние дорожной сети в регионах и агломерациях, предоставив гражданам доступные, безопасные и качественные транспортные услуги. Предполагалось, что опорная сеть дорог должна связать обширные территории нашей страны наиболее приемлемым для граждан и эффективным для государства образом. Для этого было необходимо обоснованно выделить приоритетные элементы существующей дорожной сети и учесть наиболее перспективные направления поездок из числа прогнозируемых.

Одной из основных задач разработчиков стало определение ключевых точек генерации транспортного спроса: территорий, в которые и из которых совершается (а также будет совершаться согласно прогнозам) больше всего поездок в рамках определенного периода. Связать их между собой транспортными линиями и означало создать искомый транспортный каркас.

Трасса М 8
Трасса М-8

Федеральные трассы вошли в опорную сеть целиком, а регионы отправляли в Росавтодор свои предложения по включению конкретных дорог в опорную сеть, исходя из местных потребностей в транспортном обслуживании социально значимых и производственных объектов. Из получившегося перечня региональных дорог были отобраны те, которые должны войти в транспортный каркас страны в первую очередь.

Отбор вели по транспортно-географическим критериям, показателям социальной значимости и востребованности. Принцип был следующим: дороги опорной сети должны соединять столицу страны и региональные столицы, кратчайшими путями связывать между собой центры субъектов и города с населением более 100 тысяч жителей. По ним следует выводить транзитный трафик из населенных пунктов и обеспечить доступ к наиболее значимым транспортным узлам, производственным и логистическим площадкам, к наиболее востребованным социальным центрам: медицинским, образовательным, культурным точкам притяжения граждан.

Опорная сеть автомобильных дорог сформирована на основе существующих и перспективных автодорог, наиболее востребованных гражданами и значимых для экономики страны.

Критерием востребованности дорог стала прогнозируемая среднегодовая интенсивность движения, превышающая 10 тыс. авт/сут. Территориальную неравномерность расселения учитывали с применением корректирующих коэффициентов, рассчитанных на основе баланса численности автомобильного парка и протяженности дорожной сети. Например, для Центрального федерального округа был принят коэффициент, равный 1; для Сибири и Дальнего Востока – вдвое меньше: 0,5.

К опорной сети также отнесли участки международных маршрутов, проходящих по территории страны. В итоге в состав опорной сети на первом этапе ее становления вошло 138 тыс. км автомобильных дорог, в том числе 62 тыс. км федеральных магистралей и 76 тыс. км региональных трасс. Сформированный таким образом дорожный каркас должен обеспечить устойчивую связанность территорий в интересах всего государства, его отдельных регионов и конкретных муниципальных образований.

Формирование региональных участков опорной сети подразумевало не просто оценку целесообразности реализации разных маршрутов из числа предложенных субъектами. Программы развития дорог опорной сети было необходимо увязать с трехлетними программами дорожной деятельности регионов. В течение мая–июня 2021 года в Рос­автодоре представители каждого субъекта представляли на обсуждение и защищали свои программы, сопряженные с планами развития опорной сети.

Трасса М 5 Урал
Трасса М-5 Урал

Проекты по каждому региону были рассмотрены специалистами Федерального дорожного агентства. В совещаниях также принимали участие представители подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений, госкомпании «Автодор». По итогам анализа представленных программ были согласованы титульные списки автодорог опорной сети. Чтобы обеспечить приемлемый уровень работ на объектах опорной сети со стороны субъектов, была организована повторная серия рассмотрений этих списков, уже с участием руководства Минтранса России.

Корректировка некоторых региональных программ продолжается до сих пор. Не всем субъектам хватит своего бюджета, чтобы довести до норматива участки опорной сети, поэтому из 76 тыс. км региональных трасс, вошедших в опорную сеть, 14 тыс. км планируется принять в федеральную собственность. Так, по согласованию с Правительством РФ Росавтодор обеспечит субъектам федеральную поддержку при отсутствии у них дополнительных источников финансирования.

Развитие опорной сети автомобильных дорог по текущим планам будет осуществляться в три этапа: в периоды до 2024, 2030 и 2035 гг. соответственно. В рамках каждого этапа планируется увеличивать ее протяженность; к 2030 году в составе опорной сети должны быть улично-дорожные сети 106 агломераций, к 2035 году она должна пополниться наиболее востребованными межмуниципальными дорогами, вобрав в себя в общей сложности 270 тыс. км автодорог.

Социально-экономический эффект такого расширения прогнозируется в показателях роста валового внутреннего продукта и количества граждан, обеспеченных транспортной связью по дорогам опорной сети. Рост ВВП, ожидаемый в период с 2024 до 2035 года вследствие улучшения маршрутов грузоперевозок, – 600 млрд руб.; 103 миллиона человек к этому времени планируется обеспечить транспортной связью по опорной сети.

Опорная сеть автомобильных дорог наряду с опорными сетями других видов транспорта развивается в составе Единой опорной сети транспортной системы России – так гласят положения обновленной транспортной стратегии Российской Федерации. Единая опорная сеть формируется на основе транспортно-экономического баланса. Это система планирования, организованная с помощью экономико-математических и транспортных моделей, которые характеризуют зависимость спроса на перевозки от экономических факторов и состояния инфраструктуры.

Развитие опорной сети автодорог будет поэтапным
Развитие опорной сети автодорог будет поэтапным

Транспортно-экономический баланс рассчитывают сообразно целям Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, которую разрабатывает Минэкономразвития России. Этот документ учитывает социальные и экологические приоритеты развития транспортной системы и формируется с учетом долгосрочных планов социально-экономического и пространственного развития России.

Таким образом, опорная сеть автомобильных дорог имеет стратегическое значение для страны в целом и каждого региона. Формируемый едиными подходами и в общих интересах, инфраструктурный каркас обеспечит не только прямые социально-экономические выгоды. Строительство дорог влечет за собой появление новых объектов дорожного сервиса, дает возможность осваивать новые территории с целью строительства жилья, стимулирует развитие внутреннего туризма. Обходы городов уводят из населенных пунктов транзитный трафик, снижая в жилых зонах уровни шума и вредных выбросов.

Развитие опорной сети автодорог будет поэтапным. Согласно текущим планам ее развития, на втором этапе (2024–2030 годы) в опорную сеть войдут дорожные сети 106 агломераций; реализация третьего этапа (2030–2035 годы) учитывает связи с крупными административными центрами муниципальных районов, сельскими населенными пунктами, туристическими кластерами, минерально-сырьевыми и производственными зонами.

Разработка оптимальной дорожной сети неизбежно зависит от внешних факторов: в первую очередь – от характера расселения граждан и территориального распределения промышленных зон. При формировании опорной сети учитываются совокупные интересы смежных субъектов: двух, трех, четырех, а то и в целом в масштабах страны. Это концептуально новая для дорожного хозяйства России программа развития, подходы к формированию которой разрабатываются на местах, в зависимости от потребностей граждан и экономической ситуации на конкретной территории. Внимание к локальным транспортным нуждам муниципальных образований и готовность учитывать их в развитии опорной сети автомобильных дорог позволяют говорить о ней как живой программе, эволюция которой сопряжена с приоритетами развития всей страны.

текст: А. Копотилов, фото: rosavtodor.gov.ru

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: