Адгезионные добавки для асфальта в дорожном строительстве используются более 30 лет и не удивительно, что у производителей этой продукции появился определенный опыт, основанный на подборе разнообразного химического состава добавок к строительным материалам различной природы.
Адгезионная добавка сегодня – это не что-то однородное постоянного состава, а композиция химических продуктов, которую надо подбирать для различных условий. И она должна не только обеспечить хороший адгезионный эффект, но и замедлить интенсивность старения битума.
Степень старения следует оценивать по многим показателям – по изменению температуры размягчения, динамической вязкости, растяжимости после старения в RTFOT. Именно с учетом этих требований специалисты компании «Амдор» предлагают дорожно-строительным компаниям адгезионные добавки собственного производства.
Понятно, что качество адгезионных добавок зависит от качества и стабильности входящих компонентов. И первое требование в добавке – стабильность показателей качества от партии к партии.
Оптимальная концентрация добавки должна устанавливаться только на основании проведенных лабораторных работ по подбору добавки к конкретным используемым материалам – битуму и каменному материалу.
Оптимальным считается минимальное количество добавки, которое не ухудшает показатели битума и позволяет производить асфальтобетонные смеси в соответствии с нормативной документацией по следующим показателям:
- водонасыщение;
- водостойкость по ПНСТ 113, которая определяется методологией объемного проектирования;
- глубина колеи;
- сцепление с поверхностью каменного материала (адгезия);
- устойчивость к абразивному износу по ПРАЛЛ;
- коэффициент водостойкости после длительного водонасыщения.
Новые методы очень чувствительны к показателю адгезии. И для соответствия асфальтобетонных смесей этим требованиям определения адгезии по визуальной оценке (ГОСТ 11508, 12801) явно недостаточно. Новые требования к асфальтобетонным смесям, введенные ПНСТ183 и ПНСТ 184, а также ПНСТ по объемному проектированию предъявляют еще более завышенные показатели к адгезии.
При любых условиях хранения необходимо перед использованием добавки провести ее перемешивание, особенно после зимнего хранения. Дозирование добавки с помощью специальных установок позволяет упростить технологию и контроль за применением, управлять оптимальным количеством адгезионной добавки, потому что избыток ее, как и недостаток, не обеспечит необходимый результат.
Сегодня о прямом влиянии адгезионных добавок на увеличение межремонтных сроков можно говорить через улучшение таких показателей асфальтобетонных смесей, как водонасыщение, водостойкость, морозостойкость, прочностные характеристики и т.д.
Все сказанное в равной степени относится к ПБВ, т.к. это более дорогое вяжущее предназначено для самых ответственных объектов и допустить выход из строя дорожного покрытия из-за незначительной экономии (при отказе от адгезионных добавок) неразумно.