На главной площадке форума – пленарном заседании «Инфраструктурные инициативы бизнеса», представители Правительства России, РСПП, Минстроя России, Госдумы РФ, государственных корпораций, дорожно-строительных компаний и банков, а также экспертное сообщество обсуждали целый ряд вопросов, в частности: как сохранить темпы развития инфраструктуры в текущих условиях, какой экономический эффект дает опережающее строительство инфраструктурных объектов и какие нестандартные решения можно применять при решении вопросов финансирования инфраструктурных проектов.
Вложения в будущее
Президент РСПП Александр Шохин, приветствуя участников, подчеркнул, что инвестиции в инфраструктуру – это вложения в будущее, и сегодня вопросы развития инфраструктуры, особенно городской и транспортной, являются одной из главных задач государственной экономической политики. Они выделены в отдельный национальный проект.
В рамках «Инфраструктурного меню» были выделены инфраструктурные кредиты на 4 года в размере 1 триллиона рублей. На данный момент большая часть финансирования направлена на объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры.
«Важно учитывать масштабы и объемы финансирования стратегических мегапроектов, таких как международные транспортные коридоры: это и восточное, и южное направление, строительство новых и модернизация действующих портов, – отметил Шохин. – У государства есть приоритеты развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктической зоны. Надо иметь в виду, что климатические особенности этих проектов требуют большего финансирования и имеют меньшую маржинальность. Несмотря на это, ими надо заниматься. Это тоже один из приоритетов, который обозначен государством и Президентом».
По словам президента РСПП, при текущей ключевой ставке реализация проектов с использованием внебюджетных средств становится невыгодной для обеих сторон соглашения.
«В январе мы смогли привлечь к дискуссии все крупнейшие компании, которые входят в РСПП, а также государственные монополии. На высоком уровне нами обсуждались инициативы, которые могут привлечь бюджетные инвестиции. И, очевидно, что одним из инструментов поддержки частных инвестиций и проектов может стать субсидирование процентной ставки при их реализации», – сказал вице-президент РСПП Игорь Вдовин.
В свою очередь Первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Ломакин отметил, что все регионы страны принимают участие в «Инфраструктурном меню» – федеральном проекте, который уже зарекомендовал себя как достаточно эффективный и востребованный.
«В рамках «Инфраструктурного меню» были выделены инфраструктурные кредиты на 4 года в размере 1 триллиона рублей. Важный момент заключается в том, что регионы сами выбирают направление, на которое хотят потратить финансирование. На данный момент большая часть финансирования направлена на объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры. Благодаря кредитам мы уже видим реализацию более 250 объектов», – подчеркнул спикер.
По словам Ломакина, в прошлом году было принято решение направить в регионы специальные казначейские кредиты, которые нацелены на развитие всех видов инфраструктуры, но «Инфраструктурное меню» требует расширения и продления до 2030 года, так как уже имеет внушительные результаты в развитии отрасли.
Нельзя забывать и о динамике строительной отрасли в целом. Как отметил Директор департамента строительства Правительства РФ Максим Степанов, строительная отрасль стремительно развивается, но из-за высокой стоимости долгового финансирования реализовать государственные проекты без привлечения средств затруднительно.
Еще один участник форума – Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике Максим Топилин, подчеркнул, что в системной реформе и поиске путей демонетизации, нуждается не только транспортная отрасль но и жилищно-коммунальное хозяйство: «Мы не сможем реализовать эту историю исключительно путем финансирования из бюджетов разных уровней. Пока мы не найдем внутренний источник финансирования, бюджет здесь нам не поможет».
И найти эти пути можно только, когда бизнес, банковская сфера и органы власти придут к консенсусу, здесь нужна некая объединяющая разные интересы структура.
С дальним прицелом
Первый заместитель председателя правления ГК «Автодор» Игорь Коваль подчеркнул, что «АИИК – это совершенно уникальная ассоциация, которая объединила все крупнейшие финансовые и банковские организации с наиболее масштабными концессионерами и крупнейшим концедентом страны – Госкомпанией «Автодор» – для привлечения частных инвестиций и совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в строительство инфраструктуры.
«И случилось это своевременно, потому что масштабный план инфраструктурного развития, который проходит «красной линией» через все программы Правительства, говорит о том, что в ближайшее время страна намерена глобально подойти к проработке и совершенствованию различных видов инфраструктуры», – подчеркнул Коваль.
Нужно решить много проблем на этом пути, а АИИК – лучший механизм привлечения внебюджетных средств в инфраструктуру. Эксперты считают, что один из ключевых векторов в данной работе – субсидирование процентных ставок инфраструктурных важных проектов, чтобы это было интересно бизнесу. При текущей ключевой ставке использование внебюджетных средств невыгодно.
И одним из вариантов поддержки может стать государственное субсидирование процентной ставки при реализации таких проектов. И чтобы субсидирование не отставало от динамики ставки.
Ассоциация уже разработала предложения и даже проект нормативного акта, который сегодня проходит межведомственное согласование. По словам спикера, необходимо не откладывая этот механизм создать и пустить в работу. Игорь Коваль напомнил, что без огромного вливания внебюджетных средств госкомпания вряд ли смогла построить в срок, и даже досрочно, такое количество платных трасс. И, чтобы не быть голословным, напомнил, что за все время существования «Автодор» из различных видов внебюджетного финансирования привлек 872 млрд руб.
Для частного инвестора такие проекты неинтересны, потому что они очень длинные, а главный риск сегодня – непредсказуемость. Но у банков есть средства, и нужно выработать механизм, соблюдая баланс интересов и повышая системность принятия решений по таким крупным проектам.
Генеральный директор АО «ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев высказал мнение дорожного сообщества, подчеркнув, что для таких проектов необходим механизм бюджетного планирования в соответствии со сроками проекта – 15–20 лет, а не в рамках 3–5 лет.
По словам Андреева, чтобы реализовать проекты «с дальним прицелом», необходимо, чтобы инфраструктура в России не ограничивалась одним направлением, а вписывалась в стратегию развития социально-экономической инфраструктуры страны, ведь такие проекты, как построенная дорога Москва – Казань, развивают территории и дают мультипликативный эффект для бюджета и множества производственных отраслей.
Участникам нужно было выработать предложения по повышению инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов, а также механизмам привлечения внебюджетного финансирования в приоритетные проекты страны. И они, по словам вице-президента РСПП Игоря Вдовина, с этим справились, и предложения, представленные в ходе форума, будут дорабатываться на последующих заседаниях.
текст: Марина Алексеева, фото: infra2024.ru