Реагенты, несоблюдение циклов уборки и другие тонкие места в содержании улиц

текст и фото: roszimdor.ru

0
94

О причинах появления грязи на дорогах в минусовую погоду, ошибках коммунальных служб и важности четкого соблюдения правил при использовании реагентов – Евгений Краснов, старший преподаватель кафедры автомобильных дорог и мостов Пермского научно-исследовательского политехнического университета.

Евгений Сергеевич, откуда в минусовую погоду берется жидкая грязь?

Причина появления грязи – бесконтрольное распределение противогололедных материалов. Их применение оправдано только для устранения зимней скользкости, которую нельзя убрать механическим способом. А у нас любят страховаться. В том числе и давление общественности привело к тому, что и заказчики, и подрядчики стали страховаться и посыпать с запасом, хотя так делать не следует.

Существует такая процедура, как предупредительная обработка противогололедным материалом. При появлении информации, что погодные условия приведут к образованию снежно-ледяного отложения, всегда делают предварительную обработку. Я думаю, что сейчас ее на всякий случай стали делать чаще, чем нужно, чтобы не получать втык от общественности. На мой взгляд, не совсем профессионально поступают.

Технология применения любого противогололедного материала, в том числе «Бионорда», предполагает соблюдение трех этапов. Первый – распределение состава по дорогам и тротуарам. Второй – пауза: время, необходимое для того, чтобы противогололедный состав сработал. Это максимум час-два, в зависимости от температуры, вида снежно-ледяных отложений и так далее. Третий – это все надо сметать. Такое явление, как лужи и жижа – это недопустимое явление, причина их появления – как раз несоблюдение технологии.

То есть это не противогололедный состав превращает лед в кашу?

Обыватели часто думают, что функция противогололедных составов в том, чтобы расплавить снег или лед, но это не так. Когда противогололедный материал распределяется, он протекает через накат или через лед и образует пленочку на поверхности асфальто-бетонного покрытия. Вот это и есть его эффект. После этого можно и нужно сгребать снег и лед. Если этого не делать или делать недостаточно часто, мы получим снежную кашу.

В свою очередь технология не соблюдается из-за недостаточного финансирования, что приводит к недостаточной периодичности работ. В течение зимы реагировать надо на каждый случай появления скользкости. По нашим данным, в течение зимы в Перми в среднем происходит 65 случаев образования зимней скользкости, и в сметах на содержание улиц в зимний период должна стоять сумма, достаточная для 60–65 циклов противогололедной обработки. У нас же по факту заложены деньги на 30–35 циклов.

Почему именно 35, а не 42, например?

Это снова к вопросу о том, что деньги на содержание выделяются по остаточному принципу – так по всей России, кроме Москвы. И уже от того, сколько денег могут выделить, обратным расчетом выходят на периодичность уборки, которую город может себе позволить. Лет десять назад мы в связи с этим давали свою оценку и говорили, что затраты на содержание улиц должны быть повышены в 2–2,5 раза.

Можно ли обойтись вообще без реагентов?

Посыпать дороги только песком или мелкими отсевами гранитного и мраморного щебня – это не вариант. В нашем климате без солей не обойтись, это повсеместная практика. Вопрос в том, как их применять, соблюдаются ли технологии. Сам по себе «Бионорд», который применяется с этого года, экологически менее агрессивен, более бережный к обуви и так далее.

Чем объясняется тот факт, что в Перми после ледяных дождей тротуары начинали убирать только спустя сутки?

Да, с тротуарами дело обстоит хуже всего. При общей недофинансированности работ по содержанию улиц содержание тротуаров еще и осуществляется по остаточному принципу. Здесь применяются те же самые составы. Но упор сделан на механизированную чистку улиц, а на тротуары уборочная техника, даже малогабаритная, далеко не всегда может заехать. Там необходима ручная уборка, причем с такой же периодичностью, как и на проезжей части, но денег на это не заложено.

Поэтому тротуары в таком состоянии: посыпать их посыпают, а надо ведь еще потом через час-два промести, а этого уже никто не делает. Выход тут один: увеличивать объем средств на содержание улиц и тротуаров, в том числе и увеличивать долю ручного труда в суммах на уборку тротуаров.

К тому же тротуары перед магазинами, торговыми центрами и так далее не относятся к зоне ответственности подрядчиков. За их состояние отвечает владелец магазина и торгового центра, и если тротуар в плохом состоянии, это их недоработка, а также районной инспекции по контролю за использованием территории, которая должна за этим следить.