Суббота, 20 апреля, 2024

Техника для хлыстовой и сортиментной лесозаготовки

В такой изобилующей лесными ресурсами стране, как Россия вопрос правильного подбора техники для заготовки древесины приобретает первостепенное значение. Вливаясь в рынок лесозаготовок — в физическом смысле заходя на “делянку” — нужно заранее иметь ясное представление о методе вырубки и обработки материала, запланированных и разрешённых объёмах – и в соответствии с этим выстраивать технологическую карту ведения своего бизнеса.

Общепризнанно и повсеместно используются две основных технологии лесозаготовки: хлыстовая и сортиментная, а также как некая универсальная разновидность — их смешанный вариант. В своих подходах большинство отраслевых компаний России тяготеет к методам лесозаготовок, аналогичным тем, что применяются в США и Канаде, а именно: хлыстовым — с последующей транспортировкой деревьев на заранее подготовленный “склад” для первичной обработки сырья. Согласно аналитике, которую в своё время представила компания John Deere, более 80% лесозаготовок производится именно таким образом.

[blockquote]Однако, некоторые заготовители на наших бескрайних лесных просторах применяют и смешанную технологию, при которой используются валочно-пакетирующие и трелевочные машины. Обрезка сучьев и растяжка сырья на хлысты осуществляется специализированной техникой в непосредственной близости от дороги, что значительно облегчает дальнейшую транспортировку материала.[/blockquote]

В русле общей тенденции, всё ещё можно говорить, что Россия остаётся крупнейшим мировым экспортёром преимущественно круглого леса. Однако её доля медленно, но неуклонно сокращается. Так, если семь лет назад наша страна превосходила любого другого экспортёра минимум в четверо, то по показателю последних лет, мы опережаем Соединённые Штаты лишь на 50%. Претерпели изменения и экспортные направления. Ещё до момента введения взаимных санкций, когда никто и не думал отворачиваться от Европы, в рост пошли поставки в страны СНГ и Поднебесную. Отгрузка же древесины в Финляндию и Швецию, и особливо Японию, наоборот значительно сократилась.

Взгляд на рынок с точки зрения номенклатуры импорта лесозаготовительной спецтехники показывает, что лидером остаётся компания John Deere, чья доля составляет 45%, в след за ней идут Caterpillar, Ponsse, Valmet и некоторые “китайцы”. Конкуренция иностранных компаний с отечественными производителями спецтехники, к которым можно прибавить и тех, что трудятся в союзной нам Белоруссии, довольно жёсткая. Основная проблема местных производителей — ограниченная палитра выбора, к примеру, специализированных гусеничных тракторов и машин для хлыстовой технологии заготовки древесины. Преимуществом их до сих пор остаётся сравнительно невысокая цена. Европейские же и североамериканские производители в состоянии предложить, как разнообразную технику по типу шасси, так и по рабочему “опционалу”.

[blockquote]К примеру форвадеры — погрузочно-транспортные машины для доставки сортиментов к погрузочной площадке — в нашей стране чуть ли не на 87% представлены западными брендами. Доля российских предприятий в направлении этой техники едва дотягивает до пяти.[/blockquote]

Прогнозируя ожидания потребителей на рынке лесозаготовительной спецтехники, нужно упомянуть об одной немаловажной детали: несмотря на то, что объёмы поставок леса, как уже говорилось, несколько возросли в Китай и Среднюю Азию — по итогам 2014 года на 7% — наблюдается тенденция снижения цены за российский лес. В среднем на 2%. Это означает, что доходы российских отраслевиков могут в будущем значительно сократиться. А значит, из соображений экономии, они либо станут выжимать последнее из эксплуатируемых моделей, не обновляя парк, либо предъявят заявку к снижению стоимости иностранных машин. Реагируя на падение спроса, “иностранцы” вынуждены будут уступить.

В добавок, российские власти повысили пошлины на вывоз леса-кругляка, дабы ограничить экспорт и стимулировать лесопереработку внутри страны. Это тоже некоторым образом бьёт по карману тем, кто привык “рубить” в лесу деньги по-быстрому. Решить финансовые затруднения, казалось бы, возможно за счёт экстенсивного расширения площади вырубок, однако, ужесточение экологических норм, закрывает этот “лёгкий” путь. Заставляя нерадивых уходить в тень незаконных вырубок. Но это уже иная — криминальная сторона — данного вида деятельности.

Зимой этого года, глава Рослесхоза Иван Валентик заявил, что в условиях санкций лес может стать «балансирующим ресурсом» российской экономики. По его словам, вклад лесного сектора в ВВП составляет примерно 1,3%, но этот показатель можно удвоить. Это позволит, считает он, снизить зависимость экономики России от нефтяной конъюнктуры.

Удвоить можно многое. даже сам ВВП когда-то пытались, однако после таких правительственных “ставок” в мировом промышленном “казино”, не покидает чувство, что скоро мы будем ходить в лаптях и писать на бересте вместо планшетов.

Весь мир идёт по пути качества, Россия, как всегда – по пути количества. Но будем надеяться, что лесопромышленники — цивилизованные люди, готовые инвестировать и в технику, и в диверсифицированную переработку сырья, а также думать не только с коммерческой стороны, что лес — это наше богатство.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: