Пятница, 29 марта, 2024

Дебют внедорожного самосвала ТОНАР-7501 на угольных разрезах Кузбасса

текст: Александр Антонов, фото: tonar.info, stroyservis.com

С июля на разрезе «Шестаки» проходит испытание новый внедорожный автосамосвал ТОНАР-7501 грузоподъемностью 60 тонн. Это первый и единственный отечественный самосвал подобного класса. Компания «Стройсервис» уже ни первый год сотрудничает с ООО МЗ «ТОНАР», так как в компании не понаслышке знают, что отечественная техника может составить достойную конкуренцию импортной карьерной технике.

Когда МЗ «ТОНАР» выпустил первый 45-тонный самосвал ТОНАР-4525 для горнодобывающей промышленности, пессимисты утверждали, что завод потерпит крах со своей идеей. Но прошло совсем немного времени, и даже ярые скептики признали, что завод выпустил простой и надежный в эксплуатации внедорожный самосвал. Сейчас спрос на технику постоянно растет, а следом растет и объем ее выпуска.

В 2019 году инженеры завода пошли дальше и спроектировали внедорожный самосвал Тонар-7501 грузоподъемностью 60 тонн и полной массой 88 тонн. Модель второго поколения объединила все наработки и новинки, которые были опробованы на самосвалах первого поколения.

Кемеровская область не случайно была выбрана для испытания нового автосамосвала. Кузбасс – лидер угледобывающей отрасли страны, где подобная техника крайне востребована. ЗАО «Стройсервис» – крупнейший покупатель техники ТОНАР. Здесь уже давно работают 25 внедорожных карьерных самосвалов первого поколения грузоподъемностью 45 тонн. Техническое задание на первые машины инженеры завода составляли вместе с высокопрофессиональными специалистами ЗАО «Стройсервис». По результатам эксплуатации карьерных самосвалов ТОНАР на предприятиях ЗАО «Стройсервис» удалось усовершенствовать и внести положительные конструктивные изменения в отечественную технику.

В компании «Стройсервис» заинтересованы в улучшении экономики и оптимизации угледобычи. Снижение себестоимости грузоперевозок, активное внедрение новейших разработок и отечественной техники по государственной программе импортозамещения – одни из основных принципов работы одной из крупнейших угольных компаний региона.

  • При движении по прямой с загрузкой 60 тонн на 6 передаче скорость автомобиля составляет 40 км/ч; обороты ДВС 1 300 об/мин.
  • При подъеме из забоя на уклоне в 6° с грузом при скорости 10 км/ч автомобиль двигается на 2-й передаче; обороты ДВС 1800-2000 об/мин. На данном участке срабатывает гидромуфта Lock up (механическая блокировка муфты АКПП).

Технические характеристики

Технические характеристики ТОНАРА-7501 полностью соответствуют задаче, которую должна выполнять такая машина. Передняя подвеска пневморессорная, усиленная, задняя – балансирная на резиновых упругих элементах. Она позволяет машине иметь солидный запас грузоподъемности, практически не требует обслуживания и обеспечивает работоспособность в диапазоне от -60 ºС до +50 ºС. Такой «температурный запас» крайне важен для погодных реалий Кемеровской области.

Такая схема подвески позволяет надежно работать в условиях особо больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передается через четыре упругих элемента, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Допустимая нагрузка на каждую ведущую ось составляет 35 т, при этом основные детали подвески имеют трехкратный запас прочности.

В качестве силового агрегата на новом самосвале установлен 6-цилиндровый 15-литровый турбодизель Cummins QSX15 мощностью 540 л. с. (при 2 100 об/мин) и максимальным крутящим моментом 2 344 Н·м при 1 400 об/мин. Удельный расход топлива по скоростной характеристике при максимальной мощности не превышает 210 г/кВт·ч. Гидромеханическая коробка передач Allison 4700 c гидротрансформатором и ретардером уже хорошо зарекомендовала себя на тягаче Тонар-45252. Вместимости 700 л топливного бака достаточно для работы в течение полной смены.

Балка переднего моста Hande – 17,5 т, средний и задний мост Hande – 35 т. Карданный вал открытого типа с игольчатыми подшипниками.

В трансмиссии применены межколесные и межосевые блокировки; передаточное отношение главной передачи – 14,298. Шины бескамерные, пневматические 18.00R25, самые крупные из всех, которые применялись на МЗ «ТОНАР»,

Система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklub на 24 точки смазки повышает долговечность таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги, серьги рессор, опоры подвесок и кабин и т.д.

Цельнометаллический кузов с задней разгрузкой и гидравлической системой подъема кузова оснащен системой подогрева выхлопными газами для предотвращения примерзания груза. Днище и стены изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2С. Возможно два исполнения кузова: 48-кубометровый (с шапкой 2:1 – 60 м3) с задним откидным бортом с верхней осью вращения и ковшового типа для транспортировки 27 кубометров (с шапкой 2:1 – 37 м3) скальной породы.

Импортозамещение – в приоритете

Поддержка государственной программы импортозамещения имеет большое значение для ЗАО «Стройсервис». Компания социально и экономически ориентирована на поддержку российской экономики прежде всего. «Стройсервис» заинтересован в том, чтобы машиностроение в России крепло и развивалось. Именно поэтому и была предоставлена возможность ООО МЗ «ТОНАР» испытать внедорожный самосвал в реальных условиях на одном из угольных карьеров компании. Благодаря техническим характеристикам, таким как небольшой расход топлива относительно техники конкурентов, использование нового 60-тонного самосвала ТОНАР-7501 позволяют значительно снизить себестоимость перевозок угля.

Сотрудничество с отечественным производителем позволит компании существенно снизить затраты на покупку карьерных самосвалов, на перевозку угля, щебня, песка и подобных грузов, что в итоге положительно скажется на конечной стоимости продукта и экономике предприятия.


ЗАО «Стройсервис» – группа предприятий, объединяющая предприятия по добыче и обогащению угля, выпуску кокса, сбыту продукции на российском рынке и на экспорт. Занимает 6-е место в РФ по добыче коксующегося угля. Общая численность работников компании – более 11 200 человек.

В корпоративном управлении ЗАО «Стройсервис» находятся:

Угледобывающие предприятия: ООО «Разрез «Березовский», ООО «Разрез Пермяковский», ООО «СП «Барзасское товарищество», АО разрез «Шестаки», ООO «Шахта N12» и 4 обогатительные фабрики;

Коксо-химический завод ОАО «Губахинский кокс»;

Железнодорожное предприятие ООО «Беловопромжелдортранс», авторемонтное ООО  «Белтранс».

ЗАО «Стройсервис» – показатели 2018 года

Объем добычи угля в 2018 году – 13,07 млн тонн (рост на 24,5% в сравнении с 2017 годом).

Потребителям отгружено 11,9 млн тонн угля, что на 21,1% больше, чем годом ранее. В том числе экспортные поставки выросли на 8% – до 3,5 млн тонн угля, реализация угля на внутреннем рынке увеличилась на 25% – до 8,4 млн тонн угля. Обогатительные фабрики компании переработали свыше 7 млн тонн угля, дробильно-сортировочные комплексы – 4 млн тонн угля (рост на 12,2%). Объем вскрышных работ увеличился на 18,5% к уровню 2017 года и превысил 220 млн кубометров.

По существующим планам в 2019 году планируется добыть 15,7 млн тонн угля.


Новости

ПТЗ инвестирует 15 млрд в новый цех

АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) планирует запустить новый цех для производства собственных комплектующие для своих тракторов и спецтехники.

Читайте также: