Китайские карьерные самосвалы завоевывают новые рынки

текст: П. Д. Луняшин, фото: i.wheelsage.org, xcmg-rf.ru, sanyglobal.com, chinanhl.com

0
921

Крупные китайские заводы, выпускающие тяжелые карьерные самосвалы, вновь заявляют о себе и претендуют на лидирующие позиции. В России внедорожные карьерные самосвалы из Китая на сегодняшний день представлены слабо, хотя выбор в пользу этой техники делают ведущие горнодобывающие компании всего мира.

NHL

Основным поставщиком карьерных самосвалов в Китае является созданное в 1988 г. совместное акционерное предприятие с привлечением иностранного инвестирования – NHL (Inner Mongolia North Hauler Joint Stock Limited Company). Его основные акционеры – Inner Mongolia North Heavy Industries Group, входящая в состав китайской межотраслевой военно-промышленной корпорации NORINCO, и зарубежный партнер – компания UK Terex Equipment Ltd. NHL создала значительные производственные мощности для выпуска по лицензии Terex более 300 карьерных самосвалов в год грузоподъемностью 20–360 т и другой специальной строительной и горной техники.

Основной продукцией являются машины грузоподъемностью 28–91 т, выпускаемые по британским и американским лицензиям. Компания контролирует более 50% местного рынка карьерных самосвалов и экспортирует их в страны Азии, Африки, в Австралию и Новую Зеландию. NHL также имеет еще одно СП по производству сверхтяжелых карьерных самосвалов North Terex – Unit Rig Co., Ltd., учрежденное совместно с компанией Terex, – Unit Rig Equipment Corp (США).

Три новых карьерных самосвала-троллейвоза NHL NTE360AC успешно эксплуатируются на урановых рудниках в Намибии. Эти машины грузоподъемностью 360 т достаточно хорошо известны горнякам, поскольку представляют собой модернизированные карьерные самосвалы Unit Rig Lectra Haul MT-3600, которые в 2000-х годах компания Terex Mining продавала под своим брендом.

После выкупа акций в 2005 г. компанией NHL-North Haul Industries Group машины начали переводить под бренд NHL. Как показали испытания, карьерный самосвал, запитываемый от контактной сети, в условиях намибийского нагорья оказался наиболее предпочтительным вариантом. Удобство эксплуатации трудно переоценить, поскольку питание от внешней контактной сети позволяет снизить нагрузку на электрогенератор двигателя, который вырабатывает ток для встроенных в ступицы мотор-колес. Система рекуперации при спуске машины в карьер позволяет вернуть в сеть электричество, от которого в забое также работают экскаваторы и буровые станки.

Российская компания «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) в прошлом году провела с NHL переговоры о поставке самосвалов с электрической трансмиссией грузоподъемностью 220–330 тонн для работы  на предприятиях в Кузбассе. Речь шла о поставке самосвалов, которые УГМК хочет задействовать не только в Кузбассе, но и на других предприятиях своего сырьевого комплекса. В УГМК уже работают 91-тонные самосвалы TR100. Еще в 2011 г. в Ростехнадзоре были оформлены разрешения на автосамосвалы китайского производства NHL –Terex TR-50, TR-60, TR-100.

XCMG

Достойное место среди китайских самосвалов занимают машины марки XCMG. В линейке внедорожных самосвалов XCMG представлены модели грузоподъемностью от 91 до 400 т. Следует отметить, что компания XCMG – одна из немногих в мире, которая производит карьерные самосвалы грузоподъемностью 400 т (таких компаний всего 5), это уже само по себе может служить доказательством высоких технологических возможностей компании в данном сегменте техники. Характеристики карьерных самосвалов XCMG находятся на уровне лучших мировых образцов. Они оснащаются оригинальными двигателями Cummins или MTU.

В комплектацию больших карьерных самосвалов входит автоматическая система оценки массы груза, автоматическая система смазки, система автоматического пожаротушения и др. Кабина машины имеет большую площадь остекления, оснащается эргономичным сидением, кондиционером, спроектирована в соответствии со стандартами пассивной безопасности ROPS/FOPS.

Вращение рулевого колеса, нажатие тормоза и переключение коробки передач имеет электрогидравлическое усиление. Управление осуществляется с помощью двух LCD-дисплеев и камеры заднего вида. Корпус машины выполнен из легированной высокопрочной стали, в местах повышенных нагрузок имеет дополнительное усиление. Кузов представляет собой армированную композитную конструкцию и имеет высокую износоустойчивость.

ХЕМС

В числе ведущих машиностроительных компаний Китая по производству карьерных самосвалов – компания ХЕМС (Xiangtan Electric Manufacturing Corp), а самосвалы ХЕМС широко представлены на горных предприятиях страны. Так, на угольном разрезе «Джунгер» (Автономный район Внутренняя Монголия) эксплуатируется 59 ед. самосвалов ХЕМС SF32601 грузоподъемностью 154 т со средним «возрастом» 22 года и коэффициентом технической готовности в среднем по парку 0,84. В 1978 г. XEMC первой в Китае осуществила сборку самосвала грузоподъемностью 108 т с дизель-электрическим приводом. В настоящее время ХЕМС стал признанным лидером среди китайских производителей карьерных самосвалов, обеспечивая около 40% объемов в перевозках угольных и 80% железорудных карьерах страны.

В последние годы XEMC активно развивает поставки на экспорт, потеснив своих именитых конкурентов, в частности, на рынках Азии и Австралии. Настоящим прорывом в этом направлении стало подписание в конце 2014 г. пятилетнего контракта на эксклюзивные поставки самосвалов XEMC SF33901 грузоподъемностью 220 т с одной из крупнейших горнодобывающих компаний мира – Rio Tinto.

Специализацией компании XEMC являются карьерные самосвалы с электрическим приводом, производственная линейка которых состоит из самосвалов грузоподъемностью 108, 136, 154, 220 и 300 т. Для изготовления рамы и грузовой платформы самосвалов XEMC применяются оригинальные стали марок WELDOX 700 и HARDOX 450, обеспечивающие отличную свариваемость, прочность и ударную вязкость при экстремально низких температурах, что позволяет эксплуатировать самосвалы XEMC в условиях Крайнего Севера при самых низких температурах без ограничения полезной загрузки.

На сегодняшний день из всей производственной линейки ХЕМС самосвал SF32500АС грузоподъемностью 136 т наиболее адаптирован для эксплуатации в суровых климатических и горнотехнических условиях карьеров России. В чем особенность этой модификации? Шасси самосвала изначально было спроектировано и использовалось для самосвала грузоподъемностью 154 т с соответствующим запасом прочности и надежности по всем системам и узлам.

На самосвале установлена электромеханическая трансмиссия, позволяющая полностью реализовать мощностной потенциал в 1 340 кВт электропривода General Electric GE150АС: самосвал XEMC SF32500АС с номинальной загрузкой 136 т способен без ограничения по времени подъема из карьера работать на уклонах до 12% и в кратковременном режиме на уклонах до 24%, с учетом 2% на сопротивление качению на стандартных карьерных дорогах.

LiuGong

На рынке карьерных самосвалов постепенно начинает завоевывать свой сегмент компания LiuGong (Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd) – ведущая машиностроительная корпорация с 60-летней историей, работа которой сосредоточена на производстве спецтехники с внедрением современных научных разработок. LiuGong занимает первое место среди производителей КНР и второе место в мире по объему производства фронтальных погрузчиков.

Основой качества машин LiuGong является использование оригинальных узлов и деталей от всемирно известных производителей. В производственной линейке LiuGong пока всего 4 модели карьерных самосвалов – 45-тонный SGR50 и 50-тонный SGR50А-525, а также 2 модели с электроприводом – SGE150 и SGE190AC грузоподъемностью 136 и 172 т.

BZK

Компания BZK (Beijing Zhonghuan Kinetics Heavy Vehicles Co., Ltd) стала приемником пионера производства внедорожных самосвалов в Китае, BHDTP, которая за период с 1971 г. выпустила более 4 тыс. карьерных самосвалов грузоподъемностью от 20 до 50 т. В 1984 г. BHDTP заключила лицензионное соглашение с фирмой Aveling Barford (Великобритания) на производство карьерного самосвала модели RD30 грузоподъемностью 27 т. Так была создана основа будущего производства современных машин.

BZK – совместное предприятие компаний Singapore Technologies Kinetics (STK, Сингапур) и Beijing Heavy Duty Truck Plant (BHDTP), которое было создано в 2003 г. BZK начала свои операции с апреля 2004 г. на заводе китайского партнера в Тончжоу (Tongzhou), в 30 км от Пекина. В марте 2005 г. были пущены новые производственные линии, компания получила сертификацию ISO 9000:2000. Производственная программа завода включала внедорожные самосвалы с жесткой рамой грузоподъемностью от 20 до 50 т, в том числе модели BJZ3364 (20 т), BJZ3380 (22 т), BJZ3420 (25 т), BJZ3530 (32 т).

Эта техника оснащалась дизельными двигателями Cummins и трансмиссиями, которые производились по лицензии компании Detroit Diesel Allison (США) на заводе корпорации Peking Construction Machinery Corp в Пекине. К настоящему времени BZK полностью обновила модельный ряд выпускаемых самосвалов, который включает пять моделей самосвалов на жесткой раме грузоподъемностью 20–52 т серии «D». Все машины комплектуются дизельными двигателями Cummins мощностью от 284 до 608 л.с. и автоматическими трансмиссиями Allison.

SANY

Входящая в пятерку ведущих машиностроительных компаний мира SANY (Sany Heavy Industry Co. Ltd), основанная в 1989 г., к выпуску карьерных самосвалов приступила только с 2008 г. Самосвалы были целиком и полностью разработаны конструкторами фирмы и собраны без технологической помощи зарубежных партнеров.

К настоящему времени серийно выпускаются внедорожники на жесткой раме – 33-тонный SRT33, 45-тонный SRT45, 55-тонный SRT55D и 95-тонный SRT95C. Машины оснащаются двигателями Cummins, гидромеханическими трансмиссиями Allison с планетарными коробками передач, обеспечивающими получение 5–6 передач переднего и 1–2 передач заднего хода, гидравликой Rexroth. Кузова, мосты, рамные конструкции и кабины – собственного производства.

Примечательно, что по соотношению грузоподъемности к собственному весу эти машины превосходят зарубежные аналоги. К примеру, такое соотношение у SRT95C составляет 1,47, а у американского аналога Cat 777F – 1,32. Еще более впечатляющая разница у 30-тонных самосвалов: SRT33 – 1,41, Cat770 – только 1,06.

В 2012 г. Sany представила 230-тонную модель с дизель-электрическим приводом SET230 с дизелем Cummins мощностью 2 500 л.с. Эта машина с полной массой 393 т и емкостью кузова 146 м3 стала первой в ряду внедорожников с электрическим приводом, которую продолжил 290-тонный SET300 с мощностью двигателя 2700 л.с. В 2013 г. Sany впервые включила свои карьерные самосвалы в официальный каталог, представленный в России.

Sinoway

На российском рынке карьерные самосвалы под маркой Sinoway малоизвестны. Sinoway (Sinoway Industrial (Shanghai) Co Ltd) была основана в 1996 г. и принадлежит к VEC Group, чей бизнес охватывает морской транспорт, логистику, управление инвестициями и международную торговлю.

Компания также является крупным поставщиком строительной и дорожно-строительной техники. Sinoway предлагает карьерные самосвалы на жесткой раме под маркой SWORT (200R, 320R, 500R, 600R) грузоподъемностью 20,32, 45 и 54 т. Встречаются также предложения о продаже 32–45-тонных самосвалов под маркой Sinoway BZKD.

Внедорожники SWORT стандартно для китайских машиностроителей оборудованы дизельными двигателями Cummins и гидромеханическими трансмиссиями Allison с планетарными коробками передач. Примечательно, что первые две модели предлагаются в стандартных желтых цветах окраски, а более мощные машины представлены в светлых тонах, присущих компании Terex.

WSIEC

Рассказывая о китайских карьерных самосвалах, нельзя не упомянуть о многоколесном гиганте WTW 220E – продукции китайской компании Wuhan Sanjiang Import & Export Company Limited (WSIEC), основанной в 1998 г. Она является «дочкой» государственного авиакосмического гиганта China Sanjiang Space Group (CSSG), который производит, помимо карьерных самосвалов, многоосные мобильные ракетные комплексы.

WTW 220E, флагман компании, был представлен в середине 2013 г., в том же году начал проходить первые испытания непосредственно в карьерах, а в конце 2015 г. начались первые экспортные поставки. Также самосвал можно встретить под названиями Sanjiang CASIC и М-HT5220.

Самая характерная черта самосвала – 16 колес, расположенные на 8 полуосях. 12 из 16 колес имеют собственный электрический двигатель мощностью 110 кВт (150 л.с.), получающий энергию от основного генератора. Грузоподъемность машины – 220 т, емкость кузова – 100 м3, она оборудована дизелем Cummins KTA38-CC и имеет внушительные габариты (длина – 15 м, ширина – 7,2 м и высота – 6,7 м, с поднятым кузовом – 14 м). Собственный вес многоопорника в снаряженном состоянии – 168 т.

Многоколесная схема позволяет решить две задачи. Во-первых, более равномерно распределяется нагрузка на грунт, что позволяет работать в карьерах с мягкими грунтами. Во-вторых, такая машина может разворачиваться практически на месте, то есть решается вопрос маневренности в труднодоступных зонах. Также автомобиль может продолжать движение даже при повреждении нескольких шин.

В целом, у многоопорника такого плана есть и недостатки – он более сложен в ремонте, а при работе в тяжелых условиях риск выхода из строя сложных элементов ходовой части значительно выше. Тем не менее эта схема набирает популярность в Китае – WTW 220E уже не единственный карьерный многоопорник. Стоит заметить, что многоопорники делают многие компании, и не только в Китае, но в основном для перевозки сверхтяжелых грузов по ровным поверхностям. Примечательно, что на WSIEC работает только 60 человек – производство полностью автоматизировано. В России можно встретить предложения о поставках многоопорника под наименованием M-HТ5220.

Shougang

Малоизвестной в России является компания Shougang (Beijing Shougang Heavy Duty Truck Manufacture Factory), входящая в состав многопрофильной металлургической корпорации Shougang Group Corp, которая производит карьерные самосвалы. Предприятие, созданное в 1991 г., приступило к выпуску моделей SGA 9650 (грузоподъемностью 30 т), SGA 3550 (32 т), SGA 5650 (40 т), SGA 3722 (42 т), SGA 7555В (55 т), SGA 75131 (130 т). Эти модели явились плодом сотрудничества китайцев с белорусскими машиностроителями.

В дальнейшем инженеры Shougang позаимствовали некоторые конструктивные особенности Komatsu. К настоящему времени Shougang модернизировала модельный ряд и выпускает 4 «гибридные» модели самосвалов на жесткой раме: 42-тонные SGA3722 и 50-тонные SGR50 с гидромеханическими трансмиссиями, а также 136-тонный SGE150 и 170-тонный SGE170 с электромеханическими трансмиссиями.

Модели комплектуются дизелями Cummins мощностью от 550 до 1 800 л.с. Эти машины являются полностью самостоятельными разработками компании. В самосвалах применены самые современные технологии, они обладают высоким качеством сборки, надежной конструкцией и интересным дизайном.