Четверг, 25 апреля, 2024

Главный карьерист: как правильно выбрать самосвал

текст: Станислав Казаченко, фото: truck.man.eu, scania.com, volvoce.com

Карьерные самосвалы – незаменимый элемент процесса горной добычи. Несмотря на пандемию и связанные с ней экономические последствия, эта отрасль не собирается сбавлять обороты, а потому такие машины по-прежнему остаются востребованы. Мы проанализировали характеристики моделей основных производителей, чтобы помочь подобрать наиболее подходящую модель.

MAN

Этому автоконцерну уже более 100 лет. Сегодня он находится в лидерах по поставкам грузовиков в Россию. Вся продукция этой категории делится на следующие группы: MAN TGA (предназначенны для дальнемагистральных грузоперевозок (седельные тягачи) и универсальные шасси под установку самосвальных кузовов), MAN TGS и MAN TGX (грузовики-«тяжеловесы»), MAN TGM (машины среднего класса грузоподъемности) и MAN TGL (компактные и экономичные грузовики, предназначенные для использования в качестве повседневных развозных автомобилей).

Карьерным самосвалам относится, например, версия MAN TGА 40.480. Машина предназначена для перевозки сыпучих грузов грузоподъемностью от 25-ти до 32-х тонн, имеет варианты кузова на 16 и 19 кубометров и колесные формулы 6х4 или 6х6.

Модель может работать в разных погодных условиях. Например, увеличенный радиатор позволяет работать в жару выше 35 градусов, а предпусковое электрофакельное устройство, подогревание основного топливного фильтра, осушителя воздуха и механизма переключения передач обеспечивает работоспособность и в морозы. В салоне кабины есть кнопка выключения массы, в оснащении есть и обогреваемый фильтр с водоотделителем Separ.

В стандартную комплектацию также входят: моторный тормоз EVB, круиз-контроль (поддержание заданных оборотов мотора), механизм блокировки дифференциала заднего моста, подвеска кабины на пружинных амортизаторах, регулируемая рулевая колонка, центральный замок, обогреваемые зеркала заднего вида с электрическим приводом, кресло водителя, оснащенное пневмоподвеской, электрические стеклоподъемники с обеих сторон, дисплей, на котором указывается положение самосвального кузова, подогрев днища грузовой платформы по всей ее плоскости выхлопными газами.

В автомобиле используется двигатель MAN D2876LF12 – шестицилиндровый 24-клапанный дизельный мотор с турбонаддувом и электронной системой впрыска Соmmon-Rail.

Модель коробки передач – ZF 16 S 252 OD. Она состоит из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора.

Scania

Компания имеет длинную историю, а ее первые поставки товаров в Россию состоялись еще в 1907 году. Сегодня в ее ассортименте есть и карьерные самосвалы. Представлено около 20 вариантов. Для подобных работ подходят машины серии Hagen, Odin, Р380, G400, G410, Р440, G440, G480.

Во всех случаях предусмотрена регулировка сиденья и руля в нескольких направлениях, особая форма приборной панели позволяет иметь все органы управления под рукой. Кабины отличаются хорошей обзорностью, они оснащены мультимедийной системой, адаптерами для девайсов, кондиционером и люком с антимоскитной сеткой, подогревом сиденья – все это обеспечивает комфортную работу при любой погоде.

Например, модель HAGEN S P440 B8X4HZ оснащена пакетом ХТ и кузовом для скальных порода на 20 кубометров. Сцепление в данном случае механическое, однодисковое, с защитой от изнашивания. Коробка передач здесь12+2-ступенчатая с демультипликатором и делителем, 2-мя передачами малого хода, 2-мя передачами заднего хода и ретардером.

В комплектацию входят зеркала заднего вида с ребрами жесткости, Scania Opticruise для легкого и плавного переключения передач, выступающий на 150 мм высокопрочный бампер обеспечивает надежную защиту нижних компонентов, ламп головного света и боковых элементов кабины. Благодаря защите днища и фар Scania HAGEN способен легко выдержать незначительные столкновения и удары без повреждения основной конструкции. Ступеньки оснащены с противоскользящими накладками для безопасного входа в кабину. В конструкции рамы только высокопрочные соединительные элементы, способные выдержать даже самую тяжелую работу. Предусмотрены и рабочие ходовые огни для безопасности во время работы техники.

Модели Scania могут работать при любой погоде, что подтверждается результатами тестов. На производственной линии проходят уникальные испытания, в рамках которых генераторы дождя и снега в климатическом аэродинамическом тоннеле Scania создают реалистичные ливни и снежные бури. На этом автополигоне можно воспроизводить температуру в диапазоне от –35 до +50 градусов, а также влажность различного уровня – от 15 до 96%. Это крупнейший объект подобного рода в Европе и один из самых современных тоннелей для климатических испытаний в мире.

XCMG

История китайского Xuzhou Construction Machinery Group Inc началась в 1943 году. Среди выпускаемой продукции – карьерные самосвалы с колесной формулой 6х2, 6х6 и 6х4. Их отличительные характеристики – это мощная ходовая часть для преодоления препятствий и перемещения по сложному рельефу с возможностью преодоления наклонов с углом до 50 градусов, жесткая конструкция кузова и кабины из прочной стали. Кабина оператора имеет широкий радиус обзора и оснащена техникой для очищения воздуха, камерой заднего вида, приборами для поддержания комфортного микроклимата, монитором, регулируемым удобным креслом, снижающим воздействие вибрации. Управление осуществляется джойстиками, основано на электронной системе. Такой подход обеспечивает точную и плавную манипуляцию.

Материал кабины не пропускает пыль и другие вредные компоненты, снижает уровень шума. Для безопасности процесса и оператора предусмотрены звуковые и визуальные сигналы о начале опрокидывания кабины и при различных внештатных ситуациях. Текущие параметры работы отображаются на мониторе.

Система самодиагностики при возможности самостоятельно находит и ликвидирует неисправности механизма.

Грузоподъемность машин варьируется от 31 до 51 тонны. Основные модели – NXG5470, NXG5470DTQ, NXG5650DT, NXG5650DTQ (TNW111), NXG5760DTQ (TNW212).

Ключевые узлы и механизмы, которые испытывают основную рабочую нагрузку, выполнены из особо прочного материала. Кузов и кабина имеют жесткую раму из стали.

Внедрение механизма автоматического предстартового прогрева, специального мощного двигателя и электротрансмиссии обеспечили высокую эффективность процесса и оптимальный расход топлива.

Гидроусилитель руля, соединенный с электронной системой дает возможность плавных и точных рабочих манипуляций. Для управления предусмотрены простые в использовании джойстики, с которыми справится даже начинающий водитель.

Для комфортной работы оператора предусмотрено регулируемое кресло с амортизацией, которое снижает вибрационное влияние. Для поддержания оптимальной температуры и очищения воздуха предусмотрены автономный прибор отопления, система кондиционирования и вентиляции. На широком мониторе водитель может наблюдать текущие параметры рабочего процесса.

Максимальная видимость обеспечивается широким углом обзора и камерой заднего вида.

Volvo

Шведский концерн был создан в 1927 году. В линейке продукции есть и карьерные самоосвалы: R100E, R70D, R60D, R45D. Их полезная нагрузка варьируется от 40,8 до 95 тонн, объем кузова – от 26 до 60,4 кубометров, о полная мощность – от 392 до 783 кВт.

Самой мощной из них является модель R100E. Буква Е в названии означает «эффективность», то есть машина разрабатывалась с целью перевозить больше груза с меньшими затратами топлива. Интеграция электронных систем двигателя и КПП обеспечивает динамику силовой установки, плавное переключение передач и стабильное тяговое усилие машины и тем самым сокращает главную статью эксплуатационных затрат для пользователя.

V-образный кузов с подогревом выхлопными газами и объемом 60 м3 обеспечивает оптимальное удержание груза и минимизирует просыпание материалов. Для повышения долговечности кузов изготовлен из ударопрочной износостойкой стали. Нормы загрузки 10-10-20 обеспечивают высокую производительность.

Все бортовые системы R100E, например удобно расположенные аварийные выключатели, спроектированы и испытаны с учетом требований максимальной безопасности для вас и вашего персонала. Сертифицированная на соответствие требованиям ROPS/FOPS кабина имеет отличную обзорность и оснащена системой Volvo Smart View, которая обеспечивает круговой обзор машины.

«R100E – прочная и надежная машина с великолепными рабочими характеристиками и высокой долговечностью. Конструкция этого самосвала отличается простотой и рассчитана на эксплуатацию в тяжелых условиях с высоким уровнем эксплуатационной готовности. Она обеспечивает оптимальную производительность машины каждый день, год за годом», – заявляется на сайте производителя.

Среди других отличительных черт модели – регулируемая гидравлическая подвеска с поперечными рычагами и вязкостным амортизаторам кабины, которые гасят удары от неровностей дороги и вибрации. А чувствительная легкая система рулевого управления с эффективной геометрией в сочетании с подвеской обеспечивает оптимальную маневренность, минимизируя наклон на крутых поворотах.

Mercedes-Benz

Компания выпускает свою линейку техники под брендом Arocs. Самая популярная среди моделей самосвалов – 4145К. Она сочетает высокие параметры проходимости и большой объем кузова. Разработаны несколько вариантов шин – для работы в городских условиях и с твердым покрытием и для работы вне дорог. В целом это полноприводный четырехосный самосвал для работы в условиях тяжелого бездорожья и грунтов с низкой несущей способностью, а также на дорогах с длительными крутыми подъемами и спусками.

Сейчас разработан еще один вариант – 4145К Mining, который учитывает новые требования к эксплуатации самосвалов и предназначен для работы в составе замкнутых цепочек технологического транспорта горнодобывающих предприятий. Он также имеет два исполнения – Rock и Quarry. В обоих случаях в комплектацию входят камнеотбрасыватель и козырек, полностью закрывающий кабину. При этом в первом случае пол кузова особой формы, снижающей износ и ударные нагрузки, а во втором случае – пол и стенки повышенной толщины (12/8 миллиметров вместо средних 8/6). В целом 4145K Rock называют кульминацией этого модельного ряда. Он разработан для взаимодействия с крупными скальными породами и иными грузами высокой плотности.

Впрочем, для более тяжелых условий эксплуатации разработана модель 4158 АК. Она отличается увеличенным объемом и утолщенным материалом стенок и пола. Среди всей линейки он способен реализовывать наибольшую силу тяги.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: