Водородный карьерный самосвал nuGen разработан на базе Komatsu 930E с дизель-электрической трансмиссией, в которой 16-цилиндровый двигатель работал в качестве генератора для питания электрических тяговых двигателей грузовика. Теперь вместо дизельного двигателя здесь установлены тяговые двигатели самосвала, которые запитаны от восьми модулей водородных топливных элементов мощностью 100 кВт от Ballard и литий-ионного аккумуляторного блока от Williams Advanced Engineering мощностью 1,1 МВт, интегрированного компанией First Mode в Сиэтле.
Пиковая мощность трансмиссии на топливных элементах составляет 2 МВт (2 682 л. с.). Этого достаточно для того, чтобы самосвал сохранял номинальную полезную нагрузку примерно около 290 тонн. Водород производится при помощи электролизера мощностью 3,5 МВт, а электричество будет поступать от солнечной батареи мощностью 100 МВт. При полной эксплуатации система должна производить до тонны водорода в день.
В рамках проекта по созданию прототипа nuGen компания Anglo American постоянно сотрудничала с компаниями ENGIE, First Mode, Ballard и NPROXX. Совместными усилиями в короткие сроки им удалось достичь колоссальных результатов:
Спроектировать, изготовить и испытать аккумуляторную батарею емкостью 1,2 МВт·ч, поскольку в системе самосвала используется несколько топливных элементов, обеспечивающих мощность до 800 кВт, что в сумме дает мощность 2 МВт.
Разработать и внедрить программное решение для безопасного управления мощностью и энергией между топливными элементами, батареями и трансмиссией автомобиля.
Разработать системы управления электропитанием и батареи с нуля, предоставляя возможность адаптировать систему к каждой шахте и повышая общую эффективность за счет рекуперации энергии при движении самосвалов под гору за счет рекуперативного торможения.
Построить комплекс по производству, хранению и заправке водорода в Могалаквене, который включает в себя крупнейший электролизер в Африке и солнечную электростанцию для поддержки работы самосвала.
Компания Anglo American давно поддерживает потенциал водородной экономики, признавая ее роль в обеспечении перехода к более экологически чистой энергии и более чистому транспорту. Водородная экономика дает возможность создавать новые двигатели экономической активности. Благодаря сочетанию обильных возобновляемых источников энергии (например, солнечной и ветровой) и крупнейшему в мире производителю платиноидов водород является стратегическим приоритетом для Южной Африки и представляет значительные возможности для экономического развития.
В Южной Африке Департамент науки и инноваций (DSI) и Южноафриканский национальный институт развития (SANEDI) в партнерстве с Anglo American, Bambili Energy и ENGIE изучают возможности создания водородной долины. Предлагаемая водородная долина протянется примерно на 835 километров от богатого металлами платиновой группы геологического района Бушвельд, вдоль промышленного и коммерческого коридора до Йоханнесбурга и до южного побережья в Дурбане.
текст: Кристина Симонова, фото: angloamerican.com