Суббота, 7 декабря, 2024

Шины для подземной техники: необходим стандартизированный подход

Уход с российского рынка зарубежных производителей и поставщиков крупногабаритных шин (КГШ) привел к появлению ряда проблем и рисков для потребителей данной продукции.

Основные среди них – сохранение достигнутых эксплуатационных расходов, связанных с простоем шахтных машин из-за неисправности КГШ, необходимость обеспечения сбалансированного контроля качества КГШ. Также потребители столкнулись с трудностями в оценке правильности использования замещаемых изготовителями из дружественных стран типов и моделей КГШ вследствие отсутствия установленного нормативного порядка их применения на различных шахтных машинах.

Ведущие импортные бренды по производству КГШ в своей производственной линейке имеют разнообразные шины различных конструкций с техническими характеристиками, пригодными для широких условий использования. Однако, подстраиваясь под международные стандарты, отечественные потребители шин разрабатывают и внутренний порядок их применения с целью повышения ходимости шин в условиях конкретного горного предприятия.

Ориентация на зарубежных поставщиков с их методиками и рекомендациями применения КГШ на шахтных машинах привела к отсутствию отечественных нормативных подходов к использованию КГШ в горной промышленности. Учитывая, что эксплуатация шахтных машин встроена в транспортно-технологическую цепочку добычи минеральных ресурсов на критически важных объектах, увеличение отказов в их работе вследствие неправильного подбора КГШ будет нести существенные потенциальные риски по снижению эффективности производственного процесса горного предприятия.

Исходя из проведенного анализа специалистами группы компаний «ЕРТ», специализирующейся на поставках индустриальных шин, ходимость КГШ для подземных горных машин от передовых западных изготовителей составляет в среднем 3–4 месяцев. Современные интенсивные способы разработки полезных ископаемых требуют снижения простоев и увеличения времени машинного использования шахтной машины в технологических процессах, связанных с добычей и транспортировкой полезных ископаемых.

При проведении сервисно-технического обслуживания необходимо верно подобрать параметры КГШ, что обеспечит эффективное использование шахтной машины, в том числе и по соотношению «цена – качество». При этом сегодня ввиду разнообразия предложения на рынке шин потребители, опираясь на экономические факторы, вынуждены отказываться от более эффективных вариантов шин в сторону более дешевых. Связано это с отсутствием отечественного стандартизованного порядка по выбору шин.

Наличие стандартизованной методики выбора пневматической шины для конкретного типа подземной шахтной машины с учетом условий ее эксплуатации позволит снизить экономические потери российских горнодобывающих предприятий.

В значительной степени на ходимость шин самоходных машин в подземных горных выработках влияют условия эксплуатации, при этом необходимо учитывать различные нагрузки на шину от шахтной машины в зависимости от ее назначения. Наличие стандартизованной методики выбора пневматической шины для конкретного типа подземной шахтной машины с учетом условий ее эксплуатации позволило бы снизить экономические потери горнодобывающих предприятий.

Таким образом, был сформулирован запрос горного сообщества на потребность в национальном стандарте, устанавливающем порядок выбора пневматических шин для самоходных машин для подземных горных выработок в зависимости от условий эксплуатации и типа шахтной машины.

В настоящее время ООО «ЕРТ-Групп» (входит в группу компаний «ЕРТ») является инициатором разработки стандартизированного подхода к выбору пневматических шин на самоходные машины для подземных горных работ. Данный подход позволит проводить выбор шин в зависимости от условий эксплуатации и типа шахтной машины, а также осуществлять контроль со стороны уполномоченных организаций и органов.

Актуальность разработки национального стандарта обусловлена необходимостью наличия отечественной нормативной базы, регламентирующей применение пневматических шин на горных (рудничных) машинах, находящихся в эксплуатации и на вновь изготовленных отечественными изготовителями взамен импортозамещаемых машин зарубежного производства. Отечественная нормативная база необходима для замены ранее используемых рекомендаций изготовителей КГШ из недружественных стран, ограничивших поставку продукции на российский рынок.

Одной из целей национальной стандартизации является повышение качества услуг и эффективности производственных процессов. Для решения задачи по снижению затрат на эксплуатацию шахтных машин путем правильного подбора КГШ в предложенном для разработки стандарте будут установлены единые правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на основе передового отечественного и зарубежного опыта. В данном случае объектом стандартизации является шахтная машина, а аспектом стандартизации – порядок выбора КГШ.

Разработанный стандарт с учетом наилучших практик позволит сократить издержки в производстве, ускорить размещение внедрения правил на рынке, содействовать передаче информации для заинтересованных сторон, обеспечит технологическую и функциональную совместимость. Новый стандарт позволит решить задачи, возникшие сегодня в горнодобывающей промышленности, для ускорения процессов импортозамещения и освоения новых рынков, обозначить и реализовать функции обратной связи производителя и непосредственного потребителя.

Текст: Малахов Ю. В., Ракитин В. А., Пашков Д. А., фото: epiroc.com

Новости

В России стартуют продажи грузовиков FAW Tiger 6G

FAW Tiger 6G — это современное шасси для грузовиков с полной массой транспортного средства 9 и 12 тонн, которое сочетает в себе передовые технологии, надежность и высокую производительность.

Читайте также: