Он кросс-функционален и объединяет в себе управление добычей, обогащением, логистикой одновременно. Параллельно с этим в компании используется множество цифровых инструментов, которые помогают выстроить оперативное планирование и контроль выполнения задач, а также внедряются новые платформы и системы.
Проект по автоматизации управления производством с применением отечественного программного обеспечения стартовал в сентябре 2022 года и реализуется «Новой Горной» совместно с Группой компаний «Максима» при грантовой поддержке Российского фонда развития информационных технологий в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». География проекта охватывает 3 производственных актива в Кемеровской области (АО «Междуречье», ОФ «Междуреченская», ОФ «Антоновская») и головной офис в Москве.
На первом этапе проекта компания-интегратор ГК «Максима» провела детальное обследование действующих процессов и уровня цифровой зрелости в «Новой Горной УК». Второй этап был посвящен поставке и монтажу необходимого серверного оборудования и оснащению около 180 единиц карьерной техники современными бортовыми планшетами. Новые цифровые устройства пришли на смену устаревшим интеллектуальным панелям ИП-01. Благодаря финансированию РФРИТ специалисты провели проектные работы и приступили к пусконаладочным работам необходимого программного обеспечения.
С 1 декабря 2023 года начался третий этап проекта. В процессе внедрения 11 подсистем для открытых горных работ, обогащения и логистики. Фактически обновится существующая система диспетчеризации «Карьер-3». Будут модернизированы системы лабораторий контроля качества и системы управления оборудованием фабрик. Над всеми производственными данными будет сформирована система Единого диспетчерского аналитического центра (ЕДАЦ) – органа контроля абсолютно всех производственных показателей.
В проекте предусмотрены так называемые цифровые советчики и реализация статической и динамической оптимизации работы техники. Математический алгоритм будет подсказывать водителям, куда и с какой оптимальной скоростью двигаться. Вместе с модулями качества дорог и учета крупногабаритных шин система позволит более эффективно эксплуатировать технику, избежать простоев, снизить расход топлива и износ шин.
Комплекс математических алгоритмов просчитает процессы на обогатительных фабриках. Цифровой советчик будет рекомендовать характеристики угольного концентрата на выходе и необходимые параметры работы оборудования в зависимости от шихты на входе и наоборот: какую шихту на входе взять и с какими оптимальными параметрами оборудование должно работать в зависимости от требуемых характеристик концентрата.
Система оперативного планирования свяжет процессы добычи угля, его обогащения и транспортировки и позволит снизить складские остатки, а также повысить эффективность всей производственной цепочки.
Вместе с этим в 2024 году стартует проект по созданию Горно-геологической информационной системы (ГГИС), которая объединит все данные по геологии, буровзрывным работам, маркшейдерии и планированию горных работ. Система позволит смоделировать сценарии для достижения максимальной эффективности добычи угля.
В планах на перспективу ввод единой диспетчерской контроля подземных работ во внедряемую систему ЕДАЦ. Это центр, куда стекается и визуализируется информация с автоматики подземного оборудования: систем главного вентилирования, аэрогазового контроля, электроснабжения, водоснабжения, позиционирования персонала и др. На мониторах диспетчерской будет доступ к видеопотоку с любой камеры. Таким образом, повысится не только эффективность, но и безопасность ведения работ.
За управление бизнес-процессами в «Новой Горной» отвечает ERP. В системе объединены все операции хозяйственной деятельности.
В будущем интеграция систем ГГИС, АСУП и ERP позволит получать данные для бухгалтерской и управленческой отчетности в финансовых показателях и минимизирует человеческий фактор. Процесс непрерывного обмена данными между системами АСУП в ERP значительно снизит трудозатраты на выполнение операций и управление производственными процессами, ведение управленческого учета, повысит прозрачность и оперативность обмена данными между распределенными производственными активами.
В «Новой Горной УК» оцифровывается также система задач и поручений на базе информационной платформы Jira. Ее внедрение началось в блоке ИТ с трансформации процесса поддержки пользователей.
Весь поток заявок от пользователей консолидировался на единую распределительную платформу с автоматической диспетчеризацией задач между сотрудниками ИТ. Сейчас в системе обрабатывается более 1 200 заявок ежемесячно. Это позволило контролировать время решения проблем и анализировать, где наиболее болезненные участки, а также качественно управлять загрузкой службы поддержки. А внедренная система управления проектами дает возможность одновременно строить диаграммы Ганта, создавать канбан-доски и хранить проектную документацию вложениями к задачам. В частности, проекты перехода на единый домен или внедрение новой системы документооборота полностью ведутся в системе Jira. Сейчас в системе зарегистрированы и участвуют в процессе управления задачами около 1 000 пользователей.
Еще один инструмент, который уже внедрили в компании, – система учета предложений по улучшению деятельности подземных работ. Так называемая цифровая доска решения проблем. Ранее на шахтах были пластиковые доски, куда работники писали проблемы при помощи маркера. Информация стиралась, терялась или уходила в реализацию без должного контроля. Сейчас увеличилась скорость реагирования на проблемы. Каждый работник может с мобильного телефона по QR-коду перейти в платформу, обозначить идею, проблему или предложение. Информация сразу попадает в систему Jira и на экран ответственного за данный участок.
В числе цифровых помощников «Новой Горной УК» также система аналитических панелей Business Intelligence (BI) на базе платформы Insight, которая значительно упрощает процесс получения необходимой для управления информации, представляя ее в интуитивно понятных графиках и цифрах. Система «Ареопад» позволяет цифровизировать документацию для проведения собраний правления и совета директоров с возможностью внесения резолюций и проведения голосования. А общие электронные таблицы на базе Sinology дают возможность коллективного составления производственных планов и бюджетирования на внутреннем сервере.
Внедрение новой системы документооборота на российской платформе Directum поможет сделать согласование документов руководителями еще оперативнее – с телефона и даже без доступа в интернет.
текст: Кристина Симонова, фото: new-mmc.com