Интервью с министром транспорта Красноярского края

0
86

В преддверии нового 2018 года мы пообщались с министром транспорта Красноярского края Константином Димитровым. В интервью мы подвели итоги дорожно-ремонтного сезона в 2017 году, обсудили применение новых технологий и материалов в ремонте дорог, подняли вопрос обучения кадров и закупки спецтехники.

Итоги дорожно-ремонтного сезона в 2017 году.

Одним из ключевых показателей работы в дорожной отрасли в этом году стал ремонт дорог федерального и регионального значения. На федеральных трассах отремонтировано 89 километров дорог, на краевых – порядка 90 км. Проведена модернизация дорожной сети северных территорий. Капитально отремонтировано 15 км автотрассы Епишино – Северо-Енисейский.

После ремонта, капитального ремонта и реконструкции в регионе введено в эксплуатацию 20 мостов (это около 300 м). В этом году в муниципальных образованиях края удалось отремонтировать порядка 300 км дорог (это на 17% выше по сравнению с 2016 годом), 9 мостов, а также 12 км подъездов к садоводческим обществам в Емельяновском районе и Дивногорске.

В рамках подготовки к Универсиаде-2019 в Красноярске идет второй этап строительства четвертого моста. Продолжается строительство автодороги в створе ул. Волочаевской (от ул. Дубровинского до ул. Копылова), которое будет завершено в начале следующего года, и транспортной развязки в микрорайоне «Тихие Зори».

Наш регион вошел в число субъектов, где начата масштабная реализация приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». На территории Красноярской агломерации отремонтировано порядка 150 км федерального, регионального и местного значения, ликвидировано свыше 30 очагов аварийности, завершена реконструкция участка автодороги на подъезде к аэропорту «Емельяново», вводится в работу система наружного освещения.

В рамках федеральной программы завершен второй этап реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильск (Алыкель). Завершено строительство нового пассажирского терминала аэропорта Красноярск (Емельяново).

Применение новых материалов при строительстве и ремонте дорожного полотна.

Все чаще на территории края, выполняя объемы дорожных работ, предприятия дорожной отрасли применяют новые технологии. Правда, новыми их можно назвать весьма условно.

Холодный асфальтобетон используют для локального ремонта и устранения ям, выбоин и трещин. Их заделывают специальной смесью на основе жидких или маловязких битумов. Такой асфальт можно хранить до девяти месяцев и перевозить без ограничений по времени, характерных для традиционного горячего асфальта. Также эта технология может применяться до температуры воздуха -10 градусов.

Недостатком холодного асфальта является необходимость тщательной подготовки ремонтируемого участка: поверхность должна быть очищена от воды и грязи, края ямы срезаны под прямым углом, асфальтовая крошка, оставшаяся после обработки, полностью удаляется. В связи с этим технология достаточно дорогостоящая. И прочностные качества – ниже, чем у «горячих» аналогов.

Но есть у холодного асфальта и неоспоримые достоинства. В первую очередь, это возможность выполнить работы силами одного-двух человек с минимальным количеством техники. Наиболее выгодно применять технологию на небольших труднодоступных для традиционных способов площадях.

Технология литого асфальта предназначена для оперативного ремонта. С ее помощью на дороге можно оперативно залатать наиболее проблемные ямы и выбоины. Применение этого метода не требует длительного подготовительного процесса и использования разных видов техники. Для того чтобы устранить дорожный дефект, нужна лишь одна установка – термос-миксер. Чтобы уложить литой асфальт, не требуется дополнительной обработки и подготовки, нужно лишь очистить яму от мусора, пыли и воды. Через час после заливки смесь застывает, и покрытие пригодно для проезда. Гарантийный срок службы – два года. Технология позволяет проводить работы при температуре воздуха до -10 градусов, в том числе и на влажную (но не залитую водой) поверхность. Укладка смеси в лужи категорически запрещена, так как ее температура – 220-250 градусов, и при попадании в воду смесь начинает «стрелять» и разбрызгиваться в разные стороны. Качество укладки достаточно высокое, однако стоимость на тридцать процентов выше, чем при традиционных способах.

Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных. Все необходимые операции выполняются рабочим органом одной машины самоходного или прицепного типа.

Подготовка выбоины к ремонту сводится к продувке сильной струей воздуха и обработке поверхности ямы битумной эмульсией. Сама заделка выбоины заключается в заполнении ее мелким щебнем‚ предварительно обработанным битумной эмульсией. Подача щебня также производится воздушной струей. Поэтому укладка идет с высокой скоростью‚ а воздух «утрамбовывает» смесь, что исключает необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков. Такой метод заделки выбоин можно использовать почти круглый год, исключая работы при дожде и снегопаде.

Применение грунтовых геосеток и георешеток обеспечивает стабильность дорожного покрытия, устойчивость насыпей, откосов и слабых грунтовых пород, позволяет увеличить предельно допустимую нагрузку, срок службы покрытий, интервалы между ремонтами, а также уменьшить образование ям и экономить на традиционных материалах за счет уменьшения их толщины. На сегодняшний день уже есть ряд успешно работающих объектов, где эти технологии были пробованы.

Периодически, наши дорожники проводят эксперименты, чтобы узнать, так ли хорош материал, как его хвалит производитель. К примеру, с 2016 года специалисты наблюдают, способен ли инновационный химический состав «Дорсан 2», нанесенный на проезжую часть, предотвратить старение асфальта и защитить его от воздействия погодно-климатических факторов. Эксперимент проводится на автодороге Верхняя Бирюса – Ибрюль. Специалисты разделили участок на три части. На первый нанесли битумную эмульсию, второй покрыли новым пропиточным материалом, а третий оставили без изменений.

Дальнейший мониторинг, который длится 3 года, должен показать, сможет ли альтернативная технология «омолодить» асфальтобетонное покрытие. Эта дорога была выбрана для эксперимента неслучайно – сейчас там происходит шелушение и выкрашивание асфальта. Пропиточный материал должен блокировать процесс разрушения за счет тонкого мембранного покрытия, которое препятствует проникновению внутрь асфальтобетона воды, а также защитить от солнечного излучения. Кроме этого, специалисты изучат его стойкость ко всем видам солевых растворов, кислотам, бензинам и маслам. Если инновационная пропитка покажет положительный результат, как уверяют изобретатели этой технологии, она будет рекомендована к дальнейшему использованию на автодорогах Красноярского края.

Объем инвестиций в обновлении парка дорожно-строительной техники.

Инвестиционные программы по обновлению парка дорожно-строительной техники в настоящее время находятся в руках подрядных организаций. Они планируют обновление техники в соответствии с теми видами работ, по которым специализируются, на основании краткосрочных и долгосрочных планов развития компании. Общий объем инвестиций оценить сложно, но исходя из опыта государственных предприятий края, за последние пять лет произведены существенные вложения в обновление и модернизацию фонда. Мы видим, что при производстве работ на региональных дорогах используется современный асфальтоукладочный комплекс, значительно повысилось качество каменных материалов, введены в эксплуатацию более производительные и экологичные асфальтовые заводы.

Проблемы и пути решения кадрового вопроса в дорожной отрасли.

Кадровый вопрос в дорожной отрасли у нас пока еще открыт. Костяк работников подрядных организаций, в основном, составляют те люди, которые отработали по 10-20 лет. Молодежь приходит, но не все остаются в отрасли.

Заинтересовать молодежь стараемся со школьной скамьи. Так, например, год назад девятиклассники трех емельяновских школ стали учениками профильного дорожного класса. Занимались ребята по два часа один раз в неделю. Изучение дорожного дела началось с азов профессии. Целью образовательной программы было погружение в профессию «Машинист дорожных и строительных машин». Школьники вникали в историю отечественного машиностроения, знакомились с дорожными и строительными машинами. Занятия проходили как на тренажерах-симуляторах, так и с использованием спецтехники. Сертификаты об окончании учебы в дорожном классе стали для школьников дополнительным бонусом в случае поступления в Емельяновский дорожно-строительный техникум. В итоге 13 из 27 выпускников дорожного класса решили связать свою жизнь с отраслью и продолжить свое обучение. В этом году дорожный класс продолжает работать.

Вторая ступень подготовки кадров для отрасли – это Емельяновский дорожно-строительный техникум, где реализуется проект «Профессия – дорожник». Благодаря этому проекту мы увеличиваем число абитуриентов, желающих поступить в учебное заведение, да и в целом повышаем интерес школьников и студентов к дорожной отрасли. Большим стимулом для нынешних студентов являются профессиональные соревнования, например, участие в чемпионатах WorldSkills. Из года в год наши студенты занимают призовые места в конкурсных дисциплинах, что свидетельствует о профессионализме красноярских студентов-дорожников.

На протяжении многих лет Управление автомобильных дорог по краю взаимодействует с Сибирским федеральным университетом, привлекает выпускников кафедры автомобильных дорог и городских сооружений к работе в дорожно-строительном комплексе региона. Важным моментом здесь стала работа «Выездной кафедры». Во время обучения студентам предоставлялась возможность увидеть, как построена работа предприятий, какова реальная картина дорожного процесса. На таких занятиях начинающие специалисты могут на практике опробовать свои силы, применив полученные знания. Был возрожден «институт наставничества», когда опытный специалист-дорожник, делится опытом с молодым специалистом.

Стоит отметить и постоянную работу по повышению квалификации работников дорожных предприятий. Переобучение позволяет освоить дополнительные специальности и быть востребованным.

Перспективы развития дорожной отрасли Красноярского края.

В 2018 году мы сместим акценты на восток: по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» начнется ремонт еще одной дороги с интенсивным движением «Саяны», соединяющей федеральную трассу с селом Шалинское Манского района. Этот отрезок также входит в Красноярскую агломерацию и задействован в так называемых маятниковых миграциях. Каждое утро многие жители района выезжают на работу в Красноярск, а по вечерам возвращаются по ней домой.

Планируется и реконструкция одного из основных въездов в Красноярск – со стороны Солонцов. Отремонтированная дорога станет логичным продолжением новой развязки, и город будет обеспечен красивым, а, главное, безопасным выездом. На этом участке много очагов аварийности, часто происходят наезды на пешеходов. Поэтому здесь появятся подземные переходы и будут добавлены полосы движения для удобного примыкания к многочисленным торговым объектам.

Кроме того, запланированы ремонты участков автодорог и мостовых сооружений на территории всего края. Работы много, сидеть без дела краевым дорожникам не приходится.