Интервью с компанией Grunwald

0
31

Советы по выбору самосвала журналу «Автосила. Спецтехника Сибири» давал Багин Михаил Андреевич, начальник отдела маркетинга Grunwald.

— Какое максимально возможное количество осей может иметь самосвал? Какими параметрами обусловлено их наличие?

— В России общепринятыми и привычными являются формулы с двумя, тремя и четырмя осевыми агрегатами для самосвальных полуприцепов.

От количества осевых агрегатов зависят и технические возможности полуприцепа и возможная сфера его применения. В первую очередь количество осей и их технические характеристики влияют на грузоподъемность полуприцепа и распределение весовых нагрузок между осями и седельно-сцепным устройством. Большая нагрузка на ССУ потребует использования более мощного тягача в паре с таким полуприцепом.

Не стоит забывать, что в комплектации полуприцепа осевые агрегаты могут составлять значительную часть себестоимости, поэтому колесная формула влияет и на цену нового полуприцепа.

Максимальным для серийных моделей самосвальных полуприцепов можно считать количество осей, равное четырем. Четырехосные самосвальные полуприцепы серийно производятся несколькими отечественными производителями, и их можно встретить на дорогах нашей страны. В Центральной Европе четырехосные самосвальные полуприцепы не распространены и встречаются только в странах Скандинавии и Дании.

— Чем больше везет самосвал, тем эффективнее перевозка и тем выше прибыль транспортной компании. Итак, сколько осей нужно для оптимальной перевозки на дальнее расстояние?

— Сама по себе формула «больше перевез — больше прибыль» верна. В строительных перевозках насыпных грузов именно от количества перевезенного груза зависит прибыль перевозчика. На практике, из-за отдаленности карьеров, большой длины плеча и невозможности по времени увеличить количество рейсов полуприцепы регулярно перегружают. Это создает потенциальную опасность поломки или аварии, например, взрыва резиновых покрышек, что особенно опасно на скорости. Во-вторых, повышенное давление на асфальтовое покрытие приводит к преждевременному разрушению или деформации дорожного полотна. Ожидается, что высокие штрафы и ужесточение весового контроля на дорогах РФ постепенно сведут к минимуму работу с перегрузкой техники.

Эффективной станет работа в соответствии с требованиями развесовки, учетом физической плотности груза и заявленной производителем грузоподъемности полуприцепа. Наиболее востребованными по-прежнему будут самосвальные полуприцепы с тремя осями.

— Какое количество осей пользуется спросом в России?

— Для каждой колесной формулы существует своя рыночная ниша и свои транспортные задачи. Наиболее востребованными считаются трехосные самосвальные. Они универсальны и сочетают в себе высокие эксплуатационные характеристики при оптимальной цене. Спектр их применения почти ни чем не ограничен — от строительства дорог до сферы сельского хозяйства.

Двуосные полуприцепы в Росси встречаются значительно реже, в основном это старые модели или полуприцепы, эксплуатируемые на коротком плече, внутренних перевозках, при строгом весовом контроле. В тоже время в Европе сцепки с двуосными облегченными полуприцепами выступают достойной альтернативой одиночным самосвалам. В соответствии с местными требованиями четырехосный седельный автопоезд может иметь общий вес до 38 тонн, в то время как вес четырехосного грузовика ограничен 32 тоннами.

— Как цена самосвала зависит от количества осей? Верно ли утверждение, что чем больше колес, тем дороже самосвал?

— В принципе верно. Колесная ось — это одно из основных комплектующих и весь осевой агрегат составляет весомую часть себестоимости готовой техники. Соответственно выбор конкретной колесной формулы влияет на конечную цену нового полуприцепа. Важно не забывать, что помимо количества осей большую роль играет их качество. Сейчас немногие заводы устанавливают на полуприцепы оси собственного производства. В основном оси — это покупные комплектующие, и здесь все делают выбор между всемирно известными брендами из Европы и менее именитыми осями от китайских и турецких производителей.

Разница в стоимости осевых агрегатов разных производителей тоже весь ощутима.

— Какие проблемы чаще всего встречаются у самосвалов, которые имеют более двух осей? Как они устраняются?

— Какие-то явные проблемы могут быть следствием конструктивных недочетов или ошибок проектирования. Например, при использовании двускатной ошиновки существует опасность чрезмерного конструктивного сужения рамы, что может сказаться на устойчивости полуприцепа при разгрузке.

Известным слабым местом 4-осных самосвальных полуприцепов является повышенная истираемость шин при маневрировании в нагруженном состоянии и на поворотах. Это проблема успешно решается за счет установки механизма принудительного подъема одной или двух осей. Это позволяет значительно увеличить срок службы резиновых покрышек.